ЭКСПЕРТЫ: Что тормозит развитие ритейла
– Каковы, по-вашему, основные проблемы в развитии розничной торговли в России?
– Первое – конкуренция с открытыми рынками, которые не платят налоги и, соответственно, имеют преимущество по цене. Второе – нехватка качественных торговых помещений. Также нехватка кадров, недостаток финансирования, чрезмерное регулирование и лицензирование.
– Что должно быть изменено в существующей практике, чтобы решить проблемы?
– Прежде всего нужно, чтобы государство упростило регулирование. При открытии магазина ритейлор должен получить огромное количество разрешений, лицензий. По словам ритейлоров, вся эта волокита занимает 8–11 месяцев.
– В чем сложность в развитии сетей в Москве и Санкт-Петербурге, в других крупных городах?
– В основном это нехватка торговых помещений. Именно дефицит помещений в наибольшей степени тормозит развитие ритейла. Вся проблема в отсутствии достаточного предложения торговой недвижимости.
– Может быть, дело еще и в том, что массовый покупатель не готов к новым форматам торговли?
– Нет. Думаю, российский покупатель готов к новым форматам.
– Может быть, не готовы сами ритейлоры, поставщики?
– Все готовы. Но развитие розничной торговли – эволюционный процесс. Он требует времени.
– Выгодно ли инвесторам вкладывать средства в розничную торговлю и почему?
– Выгодность вложений определяется только по выходе из бизнеса или при его продаже. Пока этого не наблюдалось, и, соответственно, сказать что-либо о выгодности сложно.
– Какова приблизительная доходность от инвестиций в торговлю?
– От 15% до 40% возврата на вложенный капитал.
– Какого рода компании в России наиболее активно инвестируют в ритейл?
– Инвестируют больше всего сами ритейлоры.
– Какого рода компании наиболее активно инвестируют в торговую недвижимость?
– К сожалению, нет такой статистики. Но мое предположение, что тенденция меняется в сторону финансовых институтов – банков и фондов прямых инвестиций.
– Как вы видите будущее нашего ритейла? Через сколько лет структура нашего розничного рынка будет походить на структуру рынков развитых стран?
– Доля цивилизованной торговли в России вырастет с 15% в 2003 г. до 35% к 2010 г.
– В каком городе легче всего, быстрее всего развиваются розничные сети? Есть ли места в стране, где розничной торговле развиваться легче?
– Москва и Питер – такие места. Они наиболее удобны для развития ритейла по историческим причинам. Все дело в доступности капитала.