Девять дней, которые удивили Нью-Йорк


НЬЮ-ЙОРК - Если можно чем-то удивить Нью-Йорк, кинофестиваль в Трайбеке этого добился. Не с первого раза, а с третьего, как и полагается согласно традиции, идущей испокон веку.

Трайбека, этот прежде мрачно-индустриальный район в самой нижней части острова Манхэттен, стал воплощением мечты нескольких очень влиятельных и амбициозных людей. Их зовут Роберт Де Ниро, Мартин Скорсезе, Джейн Розентол и Крейг Хэткофф (в отличие от первых двух персон последних двух стоит представить - они супруги, продюсеры и антрепренеры). Им надоело ездить в не очень дружественную Францию, а именно в Канны, переполненные снобами, богатыми туристами и чокнутыми фэнами. Они задумались: а почему "столица мира" на Гудзоне до сих пор не имеет кинопраздника мирового уровня?

Провозгласить американскую версию Нью-Васюков Де Ниро и его друзей подтолкнуло несчастье 11 сентября. Для эксперимента избрали район Трайбеку (TriBeCa) , что означает "треугольник ниже Канал-стрит". Долгие годы здесь было сосредоточение угрюмых складов, но в 70-е гг. прошлого века началась бурная деиндустриализация. Пакгаузы переоборудовали в шикарные лофты и офисы, открылись бутики, галереи и рестораны. Здесь обосновались новые кинокомпании, включая "Мирамакс", здесь поселился завзятый ресторанщик Де Ниро и открыл модный гриль.

Уже первый Трайбека-фестиваль мая 2002 г. поразил задором и темпами. Всего за 210 дней после обрушения башен-близнецов удалось все прилично организовать, привлечь полторы сотни тысяч зрителей в кинотеатры и впрыснуть $10 млн в экономику манхэттенского подбрюшья, впавшую в глубокую депрессию после терактов. В прошлом году боссы Трайбеки наняли знатного фестивальщика Питера Скарлета на пост исполнительного директора. 19 лет Скарлет руководил МКФ в Сан-Франциско, а после того совсем короткое время - Французской синематекой. Благодаря его связям и энергии удалось удвоить число зрителей и фильмов. Сегодня бюджет Трайбека-феста составляет $15 млн. Организаторы не без самодовольства подчеркивают, что недостатка в средствах не испытывают.

Фестиваль продолжался девять дней. Показано более 250 фильмов из 42 стран. Два главных приза, за лучший игровой фильм и за лучший игровой дебют, получила китайская драма "Зеленая шляпа" (The Green Hat) о мужчине, переживающем кризис среднего возраста вкупе с изменой жены. Режиссеру этой ленты Ли Фен Ду вручили $45 000. В жюри входили, в числе других, королева Иордании Нур, актрисы Кайра Седжвик и Гленн Клоуз.

Наблюдатели полагают, что неафишируемый публично лозунг "догнать и перегнать Канны" еще очень далек от реализации. Существуют мишени и поближе, например Торонто и Сандэнс. Есть и совсем близкий конкурент. Еще пара лет, и новичок, похоже, обставит своего более матерого и чопорного собрата - Нью-Йоркский международный кинофестиваль, который проходит ранней осенью в Линкольн-центре. Сделать это, как полагают, весьма легко, поскольку директор линкольновского феста Ричард Пенья программно презирает светскую шумиху и звездные игрища, искусственно сдерживая коммерческий рост своего мероприятия. Таким образом, Трайбека призвана заполнить вакуум, будучи прагматичным, популистским и эклектичным проектом.

В этом году Трайбека может похвастаться 30 мировыми премьерами, на 19 больше, чем в прошлом, и 13 североамериканскими премьерами. Большинство премьер - местный продукт, пока не имеющий дистрибьюторов. Фильмы здесь показывались самого разного пошиба, от незатейливой комедии "Воспитывая Хэлен" (Raising Helen) про девушку-сиротку до новых лент Марио Ван Пиблса, Эктора Бабенко, Лизы Холоденко, Эда Бернса - режиссеров широко известных в узких кругах знатоков. Легендарный Джим Джармуш собрал новеллы разных лет в новую коллекцию под названием "Кофе и сигареты".

В конкурсной программе демонстрировались разнокалиберные фильмы из Франции и Ирана, Англии и Китая, Бразилии и даже Ирака, а также "Последний поезд" Алексея Германа-младшего. С "Поездом" приключилась жуткая история. Самолет транспортно-почтовой службы Fed Ex с копией фильма, летевший в Нью-Йорк, разбился, пилоты погибли, а груз разметало по океанскому простору. Организаторам фестиваля пришлось судорожно искать дубликат. Невероятными усилиями им удалось заполучить вторую (и теперь единственную) существующую в мире копию с английскими субтитрами. Ее прислали из Брюсселя, с тамошнего феста, срочной почтой. Микроавтобус, выехавший из аэропорта Кеннеди, сломался на хайвее по пути в Трайбеку. Ну с этой мелочью как-то разобрались.

Среди документальных лент заметны были 40-минутная работа Сергея Дворцевого "В темноте" и малютка под названием "Гигант" Александра Котта. В программе реставрированных фильмов, которую лично опекает Скорсезе, показали великолепную 35-миллиметровую копию шедевра Михаила Калатозова "Летят журавли".

"Как рынок Трайбека сделала гигантский скачок", - считает Том Ортенберг, президент независимой компании Lions Gate, имевшей смелость купить на Америку "Догвилль" Ларса фон Триера.

Скарлет, которому, по слухам, закрепиться в качестве директора синематеки в Париже помешали антиамериканские настроения, открыто "наезжает" на Каннский киносмотр. "Кипучая энергетика, гостеприимство и сердечность - вот чем отличается наше детище, - говорил он репортерам. - Если вам довелось когда-либо бывать в Каннах - а вам крупно повезло, если нет, - эти качества давно умерли на Круазетт".