ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ: Прикуплю себе землицы
Большую часть своей жизни я профессионально занимаюсь инвестициями, поэтому свои личные деньги никому не отдаю в управление.
Я готов рисковать, поэтому все свои основные вложения делаю в России: только здесь цена компаний и активов за короткое время может взлетать и уменьшаться в разы. Это относится и к ценам на недвижимость: земля сегодня может стоить $350 за сотку, а через несколько месяцев - $1500.
Сегодня фондовый рынок очень интересен с точки зрения инвестиций, поэтому значительная часть моих средств, около 30% , вложена в ценные бумаги, причем не в "голубые фишки", а в интересные предприятия, которые, по моему мнению, сильно недооценены. Пока эти акции малоликвидны, продать их без убытка вскоре после покупки практически невозможно, но через значительный промежуток времени они могут дать существенный доход.
У меня уже были удачные вложения такого рода, например бумаги "Сатурна", "Уралкалия", "Иркута". Они принесли сотни процентов. Сегодня мне кажутся очень интересными акции "Шатура мебель", дальневосточных энергокомпаний, гидроэлектростанций (в основном волжских).
А вот покупать то, где все спокойно, раскручено и заранее можно просчитать прибыль, мне не интересно. Интересно находить компании, где существуют определенные проблемы, риски - например, "Омский каучук". Он продает в год продукции более чем на $100 млн, а рынок оценивает его всего в $7 млн. Да, у предприятия значительные проблемы, однако часто это еще и возможности. По-моему, самое важное - найти варианты, где проблемы минимальны, а возможности значительны.
Это достаточно рискованный вид инвестиций, поскольку можно застрять в бумагах на годы. Но я не боюсь потерять деньги, потому что умею их зарабатывать.
Но вкладывать в ценные бумаги больше 30% считаю для себя неприемлемым, поскольку на этом же рынке строится мой основной бизнес. Если с рынком, не дай бог, что-то произойдет, можно потерять сразу все: и бизнес, и сбережения. На этот случай всегда должны быть запасные варианты.
Не думаю, что я был оригинален, начав инвестировать свободные капиталы в недвижимость. Сейчас в нее вложено более половины моих активов. Правда, мой первый опыт в этой области был плачевным. В 1999 г. я присмотрел в Москве строящийся дом напротив Воронцовского парка. Квартиры в нем продавали тогда по $650 - 700 за 1 кв. м. Я сразу понял, что это интересный проект, что дом будет дорожать. Цены на жилье рано или поздно должны были начать расти, поскольку экономика шла в рост, а недвижимость явно запаздывала.
Поскольку в недвижимости я ничего не понимал, то первым делом посоветовался со знакомым риэлтором и пригласил специализирующегося на недвижимости юриста для анализа документов. Оба одобрили мой выбор. Я оплатил их услуги, квартиру и. .. Этот дом "строится" до сих пор, точнее, все строительство заморожено. По каким-то причинам в отношении застройщика ОАО "Воронцово" была возбуждена процедура банкротства, потом компанию решили санировать, затем в процесс вмешались правоохранительные органы. .. Словом, обычная наша российская история.
Но это был хороший опыт. Я понял, что нельзя связываться с мелкими малоизвестными компаниями, надо 10 раз все перепроверять. А наличие друга риэлтора - это не гарантия надежности вложения.
Позднее я все-таки купил себе кое-какую недвижимость в Москве и Подмосковье у нормальных застройщиков. Но сейчас рынок столичной недвижимости, на мой взгляд, перегрет и не сулит больших доходов.
Несколько лет назад я увидел, что творится с ценами на Рублевке, и понял, что жилье - это хорошо, но земля куда более интересная штука. Землю на Рублевке оценивали в $10 000 - 15 000 за сотку (и мне это казалось очень недешево) , а совсем недалеко, по Новорижскому шоссе, ее можно было купить за $500 - 1000 за сотку. Я понял, что и Новорижка, и Волоколамка тоже будут дорожать. "Прикупить бы землицы", - подумал я и стал искать там небольшие участки, а когда появлялись свободные деньги, покупал их.
Я выбирал участки вблизи водоемов, у лесов и предназначенные для индивидуального жилищного строительства. Эта штука действительно выстрелила. Я продал несколько участков, заработав за год "три конца", т. е. утроил начальные вложения. Теперь понимаю, что поспешил: сейчас эта же земля стоит вдвое дороже, чем я ее продал, и, думаю, земли к западу от Москвы еще будут значительно дорожать. Но, как говорится, всех денег не заработаешь. ..
В Америке очень многие стали миллионерами благодаря земле. Думаю, то же самое произойдет и у нас. В ближайшие 3 - 5 лет состояния будут делаться на земле. По-моему, сейчас это самое перспективное направление вложений, а наиболее перспективна эксклюзивная земля - с уникальными природными условиями и местонахождением - и места, где люди могут качественно отдыхать. Ведь в России инфраструктура качественного отдыха за разумные деньги еще сильно отстает от Запада, и именно этот сегмент должен развиваться и стать интересным для инвестиций.
Меня, к примеру, в последнее время очень интересует Крым. Я несколько раз специально ездил туда, смотрел недвижимость у моря: вблизи Никитского ботанического сада, в районе Ялты.
Сейчас обдумываю предложение группы товарищей принять участие в очень интересном проекте. Это лесистый участок земли в излучине Волги в стороне от Твери, недалеко от Завидова. Там заповедные места, грибы, ягоды, рыбалка, охота. На этом участке планируется создать закрытый, но не суперэксклюзивный поселочек с домиками максимум 150 кв. м, чтобы люди могли приезжать туда отдыхать на лето. На машине туда можно доехать за два часа. Думаю, спрос на этот объект будет. Кусочек земли, возможно, возьму и себе.
Выбирая, куда вложить деньги, я всегда смотрю на разные интересные виды бизнеса. Нередко друзья предлагают мне вложиться в их бизнес. К примеру, несколько лет назад я вложил деньги в бизнес своего товарища, который занимался производством и реализацией биоактивных добавок. Продажи растут, хотя вложения в мой основной бизнес сегодня более эффективны. На такие инвестиции в сторонний бизнес приходится не более 10% моих свободных активов.
Помимо вложений с целью получения дополнительного дохода любой человек должен просто откладывать деньги на черный день. Никто не застрахован от потери трудоспособности или чего похуже. Нельзя допустить, чтобы люди, которые на тебя рассчитывали, в трагической ситуации остались бы ни с чем. На этот случай самое правильное - страховать жизнь, чтобы дети смогли получить образование, а близкие - жить безбедно, но на такую сумму, чтобы наследникам было выгоднее иметь тебя рядом живым, а не получить страховку. Кроме того, небольшую сумму я всегда держу на депозите в российском банке - так, на всякий случай.