НА АСФАЛЬТЕ: Дом с мезонином de luxe
Отполированная бетонно-стеклянная Москва томится по духу старинных усадеб с их неизменными портиками, колоннами, огородами и барышнями в кисейных платьях. Барышень, конечно, уже не восстановить, да и с огородами в условиях тотального земельного дефицита плохо, зато все остальное, как отреставрированное, так и вновь созданное, - вот оно, пожалуйста. Большинство московских усадеб переквалифицировались в музеи, рестораны, кофейни, детские студии, воскресные школы и проч. , но часть используется по прямому назначению.
Каменные фениксы.
Сейчас мы наблюдаем очередной всплеск интереса к московским усадьбам. Если быть точными, то третий. Первая волна пришлась на конец XIX - начало XX в. К середине XIX столетия основным типом городского жилья стал многоквартирный доходный дом. Усадьбы под натиском урбанизации исчезали, уступая место прагматизму. Но утрата эта воспринималась болезненно. Не случайно именно в Москве, с "жизнью более деревенской, чем городской", по выражению Герцена, расцвела идея города-сада Эбенизера Говарда. Так появился неоклассицизм. Издерганные поиском смысла жизни интеллигенты предвоенной сумрачной поры вдруг обнаружили, что национальные духовные истоки находятся в необремененной мелочами жизни усадьбе. Пиететом перед усадебной жизнью проникались и сами владельцы (Шереметевы, Юсуповы и др. ) , которые превратили свои родовые гнезда в общедоступные музеи.
Второй всплеск связан с трагическими судьбами памятников архитектуры, разграбленных верноподданными вчерашних бар. И в 1922 г. было образовано Общество изучения русской усадьбы. Часть шедевров удалось спасти, сделав из них музеи. В частности, вотчину российских государей - "Коломенское", летний увеселительный домик Петра Шереметева - "Кусково", резиденцию его сына Николая Шереметева "Останкино" с единственным в своем роде дворцовым театром и пр. Каким-то повезло меньше. Например, во "Влахернском-Кузьминках", усадьбе князей Голицыных, разместилась Ветеринарная академия. Там она находится и поныне.
Третья волна интереса зародилась вместе с рынком недвижимости. Уже можно было жить широко, народ, засидевшийся в крохотных хрущевках, вспомнил про высокие потолки, лепнину и позолоту. Гротескные позолоченные смесители - из тех времен. Постепенно подростковая удаль сменилась взрослой степенностью, к вопросу обживания усадеб стали подходить тщательно и практично. В столице появилась программа реконструкции центра.
Московские усадьбы восстанавливались из пепла много раз. Самый знаменитый пожар - 1812 г. "обновил" провинциальную столицу до неузнаваемости, тогда выгорело две трети города. Кстати, именно после пожара для москвичей стало правилом хорошего тона иметь небольшой дом с мезонином. В 1813 г. была организована Комиссия для строения города Москвы, которая, кроме прочего, регламентировала окраску: "Чтобы впредь дома и заборы крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены кодеры светлые: дикой, бланжевой, палевой и с прозеленью, а каменные могут быть и выбеленные". Цвета "дикой" и "бланжевой" - светло-серый и светлой охры. Типичная московская усадьба в городе, по наблюдению писателя Михаила Загоскина (в последние годы жизни до смерти в 1852 г. он издавал сборник "Москва и москвичи") , выглядела так: "Деревянный дом. .. построен на 12 саженях, с большим мезонином, на фронтоне которого как жар горит вытиснутый на латуни герб. .. Перед домом обширный двор с двумя воротами, из которых одни всегда заперты; на воротах неизбежные алебастровые львы. Позади дома сад на трех десятинах с порядочным прудом и красивой беседкой".
В Москве отреставрированные усадьбы (речь идет именно о реставрации, реконструкция подразумевает сохранение лишь фасадов) , как правило, переводятся в нежилой фонд. Прежде всего потому, что реставрация предполагает воссоздание интерьеров и планировочных решений. Разместить после реставрации жилье практически нельзя, так как жители квартир не будут обеспечены по современным нормам количеством квадратных метров. Исключения составляют частные особняки, но такие примеры в Москве единичны в принципе, а среди них памятников практически нет.
Историческая застройка обычно реконструируется (частично реставрируется). И в большинстве своем также поступает в нежилой фонд. Причина та же - несоответствие современным нормам проживания и эксплуатации. А вот для офисов - самое оно. "Небольшой отдельно стоящий особняк с небольшими комнатами, которые удачно превращаются в офисные помещения, даже при некоторых минусах в виде отсутствия подземной парковки очень востребованный объект на рынке коммерческой недвижимости", - отметили в Департаменте инвестиционных программ строительства (ДИПС) правительства Москвы.
ДИПС в настоящее время реставрирует ряд особняков: Андроньевская пл. , 6, стр. 1, Б. Коммунистическая ул. , 23б. И еще больше объектов реконструирует под жилые и нежилые цели. Реставрация - всегда дорогое удовольствие. Сегодня стоимость работ, по данным Департамента, - от $1000 за метр и выше.
В отреставрированных московских усадьбах кто только не облюбовал себе место. Само собой, музеи, посольства, церковные службы, кафе, рестораны, чайные клубы и проч.
В бывшей усадьбе Румянцевых на Маросейке, 17, - Румянцева-Задунайского, победителя турок, и его сына, основателя Румянцевского музея (бывшей Ленинки и современной РГБ) - располагается посольство Белоруссии. Дом приемов МИДа на Спиридоновке занимает усадьбу поэта XVIII в. Ивана Дмитриева (сад поэт-чиновник, которого называли "действительный поэт первого класса", так как он служил действительным тайным советником и состоял в должности товарища министра Департамента уделов и обер-прокурора Сената, сажал своими руками). Савва Морозов, купивший усадьбу уже у Аксаковых, дом снес (парк, правда, сохранил). Новый особняк для жены фабриканта, бывшей ткачихи Зинаиды Морозовой, строил Шехтель.
Знаменитая Петровка, 38, - владения князей Щербатовых. Между прочим, до ГУВД здесь пребывал жандармский дивизион. Традиция. .. Их коллеги из МВД облюбовали себе на Большой Лубянке, 13, бывшую усадьбу купца 3-й гильдии с чеховской фамилией Трындин (купил он ее в 1858 г. за 50 000 руб. серебром у поручика с еще более звучной фамилией Безобразов).
На месте нынешнего Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко располагалась особенно большая усадьба Салтыковых с садом, тянувшимся до самой Тверской. Уже в XIX в. ею завладели купцы Бахрушины, вырубившие сад, а из особняка сделавшие Купеческий клуб.
Дом союзов на Большой Дмитровке, 1, когда-то принадлежал князю Долгорукому. От постройки легендарного Матвея Казакова остался красивейший Колонный зал.
Что-то увидеть уже не удастся. Например, дом генеральши Римской-Корсаковой, с которого Грибоедов списал особняк Фамусова, снесли ради такого архитектурного "шедевра", как здание "Известий". Кстати, еще один литературный прототип - дом Ростовых из "Войны и мира" - здравствует и поныне - Поварская, 52, особняк князя Долгорукова.
Но не все шедевры приведены в порядок. Знаменитый Дом Пашкова 14 лет оставался "без хозяйского глазу". Последний раз эту московскую усадьбу потомка денщика Петра I Пашкова капитально ремонтировали в 1961 г. Со строительством станции метро "Боровицкая" особняк начал стремительно разрушаться. Не так давно бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой пообещал отреставрировать-таки часть Российской государственной библиотеки. К 2007 г. Дому Пашкова вернут шпиль, старинный въезд, фонтан и внутренние интерьеры.
Во флигеле усадьбы знаменитого мецената и коллекционера Козьмы Солдатенкова "пера" Осипа Бове расположен ресторан-кофейня "Аристократъ" (ул. Мясницкая, 37, стр. 3). Современники называли этот дом Русской галереей, здесь рядом с картинами Перова висели полотна Федотова, Брюллов соседствовал с Ивановым, а Тропинин - с Левитаном. "Аристократъ" предлагает своим посетителям живую музыку, сигарное меню, банкетный зал на 30 гостей, организацию банкетов, частных вечеринок и скидки для постоянных клиентов.
Усадьбе графа Алексея Разумовского, министра народного просвещения при Александре I, на Гороховом поле (ул. Казакова, 18) , красивейшему ансамблю Москвы периода расцвета русского классицизма, повезло больше: обошлось без сигарного меню и частных вечеринок. Ее восточный флигель занял чайный клуб "ИСТ". Здесь можно заказать Чайное Действо (именно так, с заглавных букв) , пообщаться со своими друзьями в просторной двухэтажной чайной, попробовать элитные китайские чаи, познакомиться с традицией производства и употребления чая - просто отдохнуть от суеты большого города, окунувшись в мир уюта, умиротворенности и спокойствия. Дом графа занимал целый квартал. "Один сад этого большого дома имел в окружности более трех с половиной верст, - пишет Михаил Пыляев, писатель, современник Некрасова и Николая I, известный книгами о Москве и Петербурге. - На всем пространстве его были устроены боскеты, цветники, всевозможные прихотливые аллеи из искусственно подстриженных деревьев; широкие дорожки в нем начинались от дома, высоко насыпанные и утрамбованные, и мало-помалу все делались уже и уже и наконец превращались в тропинку, которая приводила к природному озеру, или на лужайку, усеянную дикими цветами, или к холмику, покрытому непроницаемым кустарником, или вела к крутому берегу реки Яузы. Граф Разумовский устроил такой сад, чтобы среди шумной Белокаменной иметь такое место, которое прелестью неискусственной природы заставляло бы его забыть, что он находится в городе".
Популярность усадебного стиля и духа побуждает современников заниматься стилизацией. Например, в ресторане "Б. М. " на улице Шухова, 21, интерьер выполнен в стиле старинных московских усадеб: колонны с ионическими завитками, тяжелые портьеры, картины на стенах, хрустальные люстры. Обстановка воссоздана до мелочей - вплоть до столовых приборов. Не говоря уже о частных квартирах, достаточно пролистать специализированные журналы, чтобы убедиться, что количество поклонников старого доброго московского классицизма меньше не становится.
"Средний москвич все время работал под прикрытием школы. .. Отсюда легкость и эластичность его творчества, так предательски часто переходящие в разгильдяйство, в нелогичность, временами в прямой сумбур", - пишет Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства.
Новые городские усадьбы.
Идя навстречу пожеланиям элиты, застройщики возводят новые городские усадьбы. "Мы еще 10 лет тому назад исследовали весь центр города (вплоть до состояния почвы) в рамках специально разработанной концепции "Городская усадьба" для крупных клиентов, заинтересованных в престижных особняках-резиденциях - как жилых, так и офисных", - отмечает Валех Рзаев, руководитель дирекции маркетинга, рекламы и PR Группы компаний КРТ.
И в начале 2002 г. рядом с Третьяковской галереей (2-й Кадашевский переулок, 14) Группа компаний КРТ построила комплекс, состоящий из двух жилых особняков и флигеля. Исторически здания составляют единый комплекс - городскую усадьбу ХVIII в. На 0,08 га расположен старинный дом купцов Поповых площадью 905 кв. м. Изюминка проекта - тщательное восстановленный на основе архивов облик усадьбы. Был даже воссоздан изначальный уровень, который оказался ниже современного культурного слоя почти на метр. Застройщики предложили будущим жильцам гостиную большую и малую, библиотеку, тренажерный зал, сауну с комнатой отдыха, студию, не считая спален, кабинетов и пр. Второе здание площадью 532 кв. м расположено на 0,03 га. Позади дома - участок под сад или газон. Проект был настолько успешным, что новых владельцев пришлось даже выбирать. КРТ предполагает строительство подобных усадеб в Крымском тупике и на Серпуховской улице.
На Серебряной миле (1-й Тружеников переулок, вл. 10) компанией "Авгур Эстейт" строится малоэтажный комплекс "Три тополя", который позиционируется как "собственная усадьба в центре города". В комплексе шестиэтажный дом на 12 квартир и семь сблокированных коттеджей. Площадь домов - от 338 до 455 кв. м, высота потолков - от 3,5 до 3,9 м. Каждый из семи домов имеет отдельный вход, два или три этажа личных помещений, террасы. Учтена возможность установки каминов и использования помещений под зимние сады. Как и положено усадьбе, имеется сад, точнее, сквер из деревьев благородных пород и декоративных кустарников. Ландшафт для Москвы необычный - с перепадами высот до 8 м. План благоустройства был разработан с учетом его уникальности.
Стоимость метра не определена, комплекс пока не выставлен на продажу. "Участок под застройку в Тружениковом переулке нам достался интересный, со сложным природным ландшафтом, поэтому сразу встал вопрос: что на нем можно построить? В начале ясно было только одно: объект должен быть эксклюзивным, - говорит Виктор Козлов, коммерческий директор компании. - Учитывая специфику Плющихи, ее богатое "литературное" прошлое, мы решили не просто построить малоэтажный комплекс, а воплотить принципиально новую концепцию - "собственная усадьба в центре города". Ведь тихое, изолированное от шумных магистралей место между Саввинской набережной и церковью Воздвижения как нельзя лучше подходит для городской усадьбы". Для претворения в жизнь столь непростой задачи пригласили архитектурное бюро "Мастерская Бутусова", известное своими работами по проектированию домов клубного типа и восстановлению особняков в центре Москвы. Комплекс стилизовали под конец XIX в.
По соседству с усадьбой XVIII в. "Покровское-Стрешнево" Группа компаний "Конти" построила усадьбу "Покровское-Глебово" и строит вторую очередь - "Покровский берег". В архитектурном ансамбле сочетаются русский классицизм и современные инженерные решения. Здания разноэтажные - 4 - 7 этажей, площадь квартир - от 70 кв. м. Цена 1 кв. м - от $4000. Таун-хаусы четырехуровневые, с гаражом, площадью от 460 кв. м.
Традиционный бельведер, арочные проемы и лоджии с колоннами внутри. Центральный фронтон, увенчанный куполом. Фонтан со скульптурной композицией в английском парке перед домом. .. Идея возрождения традиций русской усадьбы и жизни узким кругом близких по социальному положению и духу людей принадлежит президенту компании Тимуру Тимербулатову. "Мы считаем, что наше предложение обособленной жизни недалеко от центра города, но со всеми признаками жизни загородной востребовано", - отмечают в компании. Есть яхт-клуб, гольф-клуб, пляж. Усадьба уже живет своей жизнью, устраиваются общие праздники.
Идея оказалась удачной, в Аджарии, в Батуми, "Конти" строит подобный объект - "Батус".
Как таковых новых усадеб в Москве немного, но какие-то элементы усадебной жизни застройщики активно используют. Например, Дом на Озерковской Финансовой группы "Новый мир" строится в традициях архитектуры русского классицизма XIX в. , благодаря чему великолепно вписывается в архитектурный ландшафт старой Москвы. Комплекс состоит из двух корпусов переменной этажности (от трех до восьми этажей) , объединенных общим первым этажом. В доме всего 37 квартир.
Даже такой демократичный проект, как комплекс "Гранд-Паркъ" (совместный проект компаний МФС-6 "Интеко" и "Миэль-Недвижимость") , цитирует важнейшие этапы развития садово-паркового искусства: древнюю, средневековую, петровскую (барочную) , императорскую и советскую. Так, средневековая зона имеет контур монастырской стены, выложенной бревенчатым покрытием, как пешеходный проход. Барочная выполнена в виде регулярной парковой планировки с фонтанами и водяными каналами в стиле несохранившихся московских усадеб петровско-аннинского времени (Анненгоф, Лефортово, Студенец, Демидовский ботанический сад).
Музейное назначение.
Усадьбы и музеи давно слились в одно целое. Традиция эта лишь поддерживается. Так, Музей современного искусства (Петровка, 25) расположился в бывшем особняке купца Губина, построенном все тем же Казаковым. Реставрация в отличие от принятой практики дому не повредила. Единственное "усовершенствование" внес директор музея Зураб Церетели - заставил двор своими скульптурами.
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3) занимает дом графа Остермана. Архитектурный ансамбль формировался на протяжении XVIII - XX вв. Нам от истории достался трехэтажный дворец с флигелями и переходами (1786 г. ). Романтический парк, пользовавшийся неизменным успехом у частых гостей графа, жившего, как тогда говорили, "открытым домом", приказал долго жить. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина разместился в бывшем особняке князя Волконского. И т. д. и т. п.
Часть усадеб стали музеями - "Кусково", "Останкино", "Влахернское-Кузьминки", "Коломенское", "Царицыно" и пр. Программой "Венок русских усадеб" предусмотрено до 2007 г. восстановление усадеб и воссоздание в них с помощью театрализованных, костюмированных представлений особой атмосферы прежних веков.