Уроки менеджмента от McDonald's


Оперативность, с какой была найдена замена скончавшемуся председателю совета директоров и гендиректору McDonald's Corp Джиму Канталупо, успокоила разволновавшихся инвесторов, владельцев франшиз и сотрудников компании. Эксперты считают, что этот пример хорошо иллюстрирует, насколько важно иметь план передачи полномочий.

Через несколько часов после внезапной кончины председателя и гендиректора McDonald's Corp. Джима Канталупо совет директоров компании назначил на его место Чарльза Белла, бывшего до этого директором по оперативной деятельности. Инвесторы и владельцы франшиз хорошо знали Чарльза Белла и были уверены, что тот не станет менять стратегию компании на рынке.

"Новое назначение произошло быстро, но именно так и должны происходить назначения в чрезвычайных ситуациях, - говорит Джей Лорш, профессор Гарвардской школы бизнеса. - Лишь немногие компании могут справиться с внезапной бедой так быстро, как справился с ней McDonald's". А Джеффри Соннефелд, декан школы менеджмента Йельского университета, добавляет: "Немедленное назначение директором проверенного, надежного человека из числа топ-менеджеров McDonald's показало, насколько важно иметь разработанный план передачи полномочий".

Большинство компаний составляют на случай внезапной смерти гендиректора только план временной передачи полномочий. В компаниях есть так называемый конверт на случай крушения автобуса (bus crash envelope) , в котором собраны записки с пожеланиями директоров по поводу временного преемника гендиректора. Топ-менеджеры обычно видят в этой роли либо ушедшего на пенсию бывшего гендиректора, либо одного из долго работавших в компании директоров. Выбор может пасть также на талантливого сотрудника, которого считают восходящей звездой.

Джек Уэлч, бывший председатель и гендиректор General Electric, потратил несколько лет на поиски преемника. По его словам, "идеальных рецептов", как действовать в условиях внезапной трагедии, не существует. "О назначении стоит объявить без промедления, только если в компании есть человек, способный стать постоянным гендиректором", - говорит он. Уэлч полагает, что, стань он жертвой внезапной трагедии в годы своего правления в GE, совет директоров "в один час выдвинул бы кандидатуру" нового гендиректора. Вспоминая последние годы работы в GE, Уэлч говорит: "Мы по два раза в год обсуждали на совете директоров сценарий развития событий в чрезвычайных обстоятельствах. У нас на заметке было несколько замечательных менеджеров, которых можно было назначить вместо меня".

С мнением Уэлча соглашается Джанет Кларк, директор сразу трех компаний - Сox Communications, Express Jet и E-Fund. "Если должности председателя и гендиректора в компании занимают разные люди, то в случае внезапной кончины одного из них второй может занять на время обе должности", - добавляет она.

Обычно компании, выбравшие временного гендиректора, тратят как минимум несколько месяцев на поиск топ-менеджера, который может занять этот пост на постоянной основе. В такой ситуации, например, оказалась крупная компания по производству автозапчастей Dana. В сентябре 2003 г. неожиданно скончался ее гендиректор Джозеф Мальекетти. Совет директоров назначил временным председателем Глена Хайнера, бывшего председателя строительной компании Owens Corning. А временным президентом был выбран глава департамента автосистем Dana Бил Кэррол. Последовавшие месяцы стали для компании очень тяжелыми. Она боролось против враждебного поглощения со стороны своего конкурента ArvinMeritor и вышла в этой борьбе победителем. Вскоре после этого совет директоров выбрал наконец постоянного президента компании. Им стал бывший топ-менеджер General Motors Майкл Бернс. Председателем же остается Хайнер.

Из-за отсутствия утвержденной кандидатуры преемника могут произойти срывы в работе компании в первые месяцы после внезапной смерти ее гендиректора. Такая ситуация сложилась, например, в Coca-Cola. Легендарный председатель и гендиректор компании Роберто Гойзуэта умер от рака всего через два месяца после того, как ему поставили диагноз. После его скоропостижной кончины гендиректором и президентом Coca-Cola был назначен Дуглас Ивестер, но ему не суждено было долго удержаться на этом посту. Совет директоров посчитал, что он не способен управлять компанией в кризисных ситуациях, и Ивестер был вынужден освободить кресло президента. Новым гендиректором и председателем был назначен Дуглас Дафт. Его работа вполне устраивает топ-менеджеров Coca-Cola. Но на этот раз они загодя стали готовить план передачи полномочий. Новые срывы в работе никому не нужны.

В иных случаях отсутствие четкого плана передачи полномочий может привести к полному развалу компании. Так, после внезапной смерти Реджинальда Льюиса, председателя и держателя контрольного пакета акций продовольственной компании TLC Beatrice International Holding, место председателя поделили между собой сразу три человека. Потом оно было передано сводному брату Льюиса, а через некоторое время его заняла вдова председателя, Лойда Николас Льюис. Два года спустя Лойда начала распродавать компанию.

Чтобы избежать подобных ситуаций, надо хотя бы раз в год обсуждать на совете директоров кандидатуры возможных преемников, говорит Джозеф Клэйтон, президент и гендиректор нью-йоркской компании спутникового радио Sirius Satellite Radio. Клэйтон настолько серьезно относится к проблеме, что готовит себе сразу двух преемников, а не одного. "Что если вы вдвоем с вашим единственным преемником попадете в авиакатастрофу? " - рассуждает он. Сам Клэйтон уже однажды заменил на посту умирающего руководителя. В июне 1997 г. корпорация Frontier сделала его президентом и гендиректором своей телефонной компании в Рочестере (штат Нью-Йорк). Гендиректор компании Рональд Биттнер в это время лежал в больнице. Он перенес тяжелую операцию и умер через 11 дней после назначения Клэйтона.

В последние годы все больше компаний пытаются избежать подобных последствий и стараются раз или два в год обсуждать план передачи полномочий. Однако, как замечает директор компаний Target, Novartis и Goldman Sach Group Уильям Джордж, "большинство советов директоров до сих пор не слишком готовы к чрезвычайным обстоятельствам. Им нужно брать пример с McDonald's". (WSJ, 20. 04. 04, Мария Подцероб)