Carlyle добрался до Китая


Carlyle Group, один из крупнейших фондов прямых инвестиций в мире, планирует вложить в акции китайских компаний $1 млрд. Carlyle может стать одним из крупнейших иностранных инвесторов Китая.

Carlyle, имеющий капитал в $18 млрд, заявил о намерении инвестировать в экономику Китая в течение полутора лет до $1 млрд. В отличие от других иностранных инвесторов, специализирующихся на одном секторе, Carlyle планирует вложить средства в целый ряд отраслей, начиная с сектора финансовых услуг, где банки страдают от огромных объемов просроченных кредитов, и до фармацевтического и производственного секторов.

Основная часть инвестиций придется на небольшие вложения по $20 - 30 млн. Вместе с тем фонд также планирует провести несколько крупных сделок в сотни миллионов долларов. "Если покупать пакеты акций крупных компаний, инвестировать $750 млн - $1 млрд вполне возможно, - говорит Ян Сяндон, исполнительный директор шанхайского отделения Carlyle. - Мы ожидаем, что это будет золотое время для нас".

Среди иностранных компаний, лидирующих по объему инвестиций в экономику Китая, - Motorolla, Royal Dutch/Shell, Procter & Gamble, Kodak и несколько автопроизводителей. Они вложили более чем по $1 млрд. Однако планы Carlyle показывают, что он с оптимизмом смотрит на только зарождающийся рынок прямых инвестиций в Китае. Фонды прямых инвестиций приобретают доли в компаниях по договоренности с их акционерами, совместно с менеджментом превращают компанию в эффективный бизнес и через несколько лет продают акции.

После вступления во Всемирную торговую организацию Китай стал активнее привлекать иностранные капиталовложения, и для инвесторов открылись такие отрасли, как телекоммуникации и розничная торговля. Экономический бум в Китае стимулировал рост частного предпринимательства, и многие китайские компании, особенно занятые в производственном секторе, выходят на мировые рынки. Вследствие столь благоприятных изменений в Китай потянулся иностранный венчурный капитал. По данным гонконгского Центра анализа прямых инвестиций в Азии, в прошлом году иностранные фонды прямых инвестиций вложили в китайские компании $1,2 млрд, тогда как в 2002 г. - всего $126 млн. Среди крупнейших сделок 2003 г. - вложение группой иностранных инвесторов $630 млн в компанию по производству полупроводников Semiconductor Manufacturing International Corporation и инвестиции на $325 млн гонконгского Hang Seng Bank в китайский Industrial Bank из провинции Фудзян.

Больше всего инвесторов беспокоят ограничения на вывод средств из Китая. "Очевидно, что выйти с китайского рынка не так просто, как из других стран", - признает Ян, но добавляет, что ситуация в этом плане заметно улучшилась в последние годы. По его словам, Carlyle, работающий в Азии с 1999 г. и имеющий представительства в Пекине, Сеуле, Сингапуре и Бангкоке, учел возможные риски. Во-первых, государственные регуляторы ограничивают быстрый вывод капиталовложений из китайской экономики, но Carlyle планирует инвестировать на срок от трех до пяти лет. Во-вторых, иностранные инвесторы не могут вывести средства, полученные в результате первичного размещения акций, - лазейка, которой обычно пользуются для вывода капиталов в других странах. Поэтому венчурные фонды, принадлежащие Carlyle, будут инвестировать в молодые технологические компании, тогда как другие подконтрольные ему фонды будут приобретать пакеты акций давно работающих на рынке компаний с годовым оборотом в $200 млн - например, компаний по производству потребительских товаров. "Вне всяких сомнений, при инвестировании в любую китайскую компанию нужно всегда держать ухо востро", - резюмирует Ян. (WSJ, 20. 04. 2004, Дмитрий Говоров).

СОРЕВНОВАНИЕ ИНВЕСТБАНКОВ: Credit Suisse First Boston, уже вложивший в китайские акции $50 млн, планирует обратиться к властям Китая за разрешением увеличить объем инвестиций еще на $700 млн. Если оно будет получено, CSFB станет крупнейшим иностранным инвестором на фондовом рынке страны и обойдет главного конкурента в Китае, швейцарский банк UBS, который уже инвестировал $600 млн. Между тем UBS также намерен обратиться к китайским властям с просьбой увеличить на $200 млн его квоту в рамках программы "Квалифицированный иностранный институциональный инвестор" (QFII). По этой программе иностранные инвесторы получают возможность торговать акциями, обращающимися на внутреннем рынке. Некоторые банки, однако, опасаются, что рост экономики Китая замедлится. Поэтому в феврале нидерландский ING уменьшил вдвое сумму планируемых инвестиций в рамках своей квоты $100 млн.