Страховщики станут хорошими


Около 70 страховых компаний подписали вчера этический кодекс профессиональной деятельности. Компании обязались не обижать друг друга в прессе, не демпинговать и не переманивать сотрудников с клиентами. Впрочем, для исполнения кодекс необязателен.

Автор кодекса - председатель совета старейшин Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Николай Галагуза. Этот совет выступает третейским судьей при возникновении профессиональных конфликтов. Например, в прошлом году команда менеджеров страховой компании "Россия", перешедшая в Страховую группу "УралСиб" (тогда "НИКойл-Страхование") , пыталась переманить и клиентов "России", рассылая письма по клиентской базе. Недавно этические нормы нарушил "Росгосстрах", обвинивший в своем рекламном ролике компанию "Русские страховые традиции" в отказе выплачивать возмещение по ОСАГО. "Рынок меняется, появляются массовые виды страхования, и решили сформулировать свод норм поведения", - объяснил "Ведомостям" Галагуза.

Кодекс подписали около 70 компаний. Его основу составляют "10 принципов российского страхового бизнеса", например отказ от влияния на представителей власти в своих целях, борьба с дискриминацией сотрудников, сохранение природных ресурсов.

Для различных категорий участников рынка - страховщиков, брокеров, экспертов - устанавливаются и специальные этические принципы. Так, страховщики должны вести добросовестную конкуренцию, не демпинговать, не переманивать друг у друга сотрудников для расширения своего бизнеса и т. д. Между тем все эти принципы не обязательны для исполнения.

И страховщики с легкостью поставили подпись под документом. Гендиректор Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк называл идею создания этических норм правильной. Гендиректор "Энергогаранта" Андрей Зернов предложил не читать кодекс буквально: "В нем заложены базовые принципы - идеал, к которому надо стремиться". А гендиректор "РОСНО" Леонид Меламед считает свою подпись под документом жестом лояльности к рынку: "Все, что делается для создания этических норм, - верно".

Страховщики, которые кодекс пока не подписали, подвергли его жесткой критике. "Я считаю, что кодекс необходим, но он нуждается в доработке. Его необходимо сделать обязательным для исполнения", - говорит гендиректор Национальной страховой группы (НСГ) Юрий Решетняк. "Если нельзя брать на работу специалиста с его клиентской базой, то зачем он тогда нужен? " - удивляется президент "НАСТА" Михаил Николаев. "Соблюдать эти правила - обязанность любого порядочного человека. Подписываться, что я буду себя вести как порядочный, стыдно. Ведь возникает вопрос, как же я вел себя раньше", - рассуждает гендиректор "РЕСО-Гарантии" Сергей Саркисов.

Галагуза говорит, что за этическими нормами по-прежнему будет следить совет старейшин ВСС. А наказанием за нарушение, по словам Галагузы, станет "общественное порицание" - у компаний отберут выданные сертификаты об исполнении кодекса и сообщат об этом СМИ. "Этого страховщики должны бояться", - считает Галагуза. Цикалюк сомневается в возможности совета старейшин ВСС контролировать выполнение кодекса и опасается, что создание документа останется просто PR-акцией. "Страховые компании должны принять активное участие в контроле за исполнением этических норм, например включив в орган, контролирующий выполнение кодекса, председателей советов директоров страховщиков", - говорит Цикалюк.