Приправа к резюме


Согласно исследованиям консультантов по планированию карьеры, 85% американцев пишут сопроводительные письма к резюме настолько небрежно, что рискуют никогда не встретиться с потенциальным работодателем.

С 1983 г. в Нью-Йорке существует небольшая компания Inspirica. Она специализируется на дополнительном обучении старшеклассников и студентов, консультирует абитуриентов и разрабатывает учебные тесты и программы. Сейчас в компании работает 150 человек. Но основатель и гендиректор Inspirica 45-летняя Лайза Джекобсон планирует нанять еще 20 работников. Она разместила рекламные объявления и получила множество резюме с сопроводительными письмами. Даже беглый просмотр писем сильно ее разочаровал. Ей понравилось только несколько посланий. Они составляли менее 1% всей полученной корреспонденции. Если бы мы выбрасывали в корзину все письма, "которые были плохо написаны, нам было бы не из кого выбирать", жалуется Лайза.

Это далеко не первый печальный опыт гендиректора Inspirica. В марте 2003 г. Джекобсон искала для своей компании опытного менеджера по маркетингу. В рекламе было сказано, что менеджер будет напрямую работать с гендиректором. Джекобсон получила 100 резюме с сопроводительными письмами. Примерно треть писем содержала ошибки. В одних было неправильно указано название компании. Другие начинались словами "Уважаемый господин", хотя были адресованы даме. Только шесть писем содержали подходящие для этой вакансии данные кандидатов. И всего три письма заинтересовали Джекобсон настолько, что она прочла сами резюме.

После долгих размышлений Лайза наконец сделала выбор. Она пригласила на собеседование автора лучшего сопроводительного письма, опытного консультанта по маркетингу Дебору Сторц. "Она составила в письме целый план действий по укреплению позиций моей компании на рынке, - вспоминает Джекобсон. - Я подумала, что она идеальный кандидат для работы в моей компании".

Дебора также привела в письме несколько ярких примеров из ее предыдущего опыта работы в области маркетинга. Текст был написан с юмором и без всякого хвастовства. "Я бы сравнила себя с "человеком-оркестром", - писала Дебора. - Именно такой я всегда и была. В наши трудные времена я считаю это качество характера по-настоящему востребованным и необходимым".

Письмо Сторц было небольшим. Оно состояло из четырех абзацев и заканчивалось яркой и заманчивой фразой. Сторц сообщала, что у нее масса новых, интересных идей в области маркетинга. Джекобсон вспоминает, что, прочитав письмо, подумала: "Вот это да! Она будет у меня работать".

Сама Сторц считает, что сопроводительное письмо должно обязательно заинтриговать работодателя. Только в этом случае по ее мнению, "тебя пригласят на собеседование и захотят познакомиться с тобой поближе".

Сторц уверяет, что работодатели всегда откликаются на ее сопроводительные письма. Дебора тратит много времени на написание каждого из них. Она долго ищет правильные формулировки, старательно излагает свои мысли. На написание письма для Inspirica Дебора потратила пять часов. Она перечитывала и правила его четыре раза.

Сопроводительное письмо не должно быть формальным, утверждает Сторц. "Надо, чтобы послание было личным. Пусть оно расскажет работодателю о том, кто вы, какими профессиональными навыками владеете, как общаетесь с людьми", - говорит Дебора. Прежде чем отправить письмо адресату, его лучше показать кому-нибудь из друзей. Ведь одна голова хорошо, а две - лучше.

За Сторц уже давно закрепилась репутация мастера по составлению сопроводительных писем. Все ее родственники и друзья обращаются к ней за помощью. Прошлым летом она помогла устроиться на работу своей молодой племяннице Элисон Хагер. Та закончила Джорджтаунский университет в пригороде Вашингтона и приехала в Нью-Йорк в поисках работы. Девушка мечтала работать в рекламном агентстве. Но 20 потенциальных работодателей отвернулись от нее. "Я была в отчаянии, - вспоминает Элисон. - Я поняла, что должна переделать мое сопроводительное письмо". Письмо и в самом деле было плохое, слишком безличное и холодное. Сторц посоветовала племяннице добавить в послание эмоций. "Я никогда не думала, что смогу написать в подобном письме "Это - работа моей мечты", - рассказывает 23-летняя Элисон. Однако эмоциональное послание пришлось нанимателям по вкусу. Вскоре Элисон получила должность координатора брэнда в Badger Kry & Partners. Начав работать в рекламе, девушка сама убедилась в том, что скучные, формальные письма не могут растопить людские сердца. Более того, они могут подорвать репутацию работника. Работодатель может подумать, что новый работник неэмоционален, сух и неизобретателен, считает Элисон. (WSJ, 6. 04. 2004, Мария Подцероб)