РОССИЯ И ЕВРОПА: Между Европой и СНГ


В преддверии майского саммита "Россия - ЕС" одним из важнейших вопросов нашей внешней политики является развитие отношений с Евросоюзом. Оптимизм, прозвучавший после недавних переговоров Германа Грефа с представителями ЕС, позволяет надеяться, что большинство спорных проблем - экономические последствия расширения ЕС и вступление России в ВТО - удастся разрешить. Весьма символично, что одновременно с этими переговорами Грефа прошли еще два события, имеющие отношение к российской внешней политике. В Брюсселе состоялся саммит ЕС, а в Минске - Совет министров иностранных дел СНГ. Это совпадение позволяет обратить внимание на перспективы наших отношений с ближайшими соседями - странами СНГ и ЕС.

Одной из главных задач наших отношений с ЕС Владимир Путин назвал достижение безвизового режима. И, пожалуй, впервые интересы "высокой" политики так напрямую соприкоснулись с непосредственными повседневными интересами наших сограждан. Падение "железного занавеса" времен "холодной войны", насущная необходимость в условиях глобализации поддерживать постоянные контакты с заграницей для профессионального роста, наконец, все усиливающееся расслоение мира на "золотой миллиард" и тех, кто остался чужим на глобальном празднике жизни, - все это делает свободу передвижения по миру крайне важной для каждого из нас. Однако на пути этого стоят очереди в посольствах и все ниже опускающийся новый, шенгенский, занавес. Поэтому безвизовый въезд в ЕС стал бы большим шагом вперед на пути решения этой проблемы и значительно укрепил бы позитивный имидж власти в глазах граждан.

ЕС, хоть и стратегический партнер, подошел к вопросу об отмене виз с Россией с крайней сдержанностью и сомнением. Главное опасение, пусть и не высказываемое открыто, состояло в том, что 150 млн россиян - это слишком много, чтобы враз впустить нас в Европу. Но тем не менее переговоры начались, и основным требованием ЕС стало предварительное заключение договора о реадмиссии между Россией и Евросоюзом. Он предусматривает обязательное согласие России принимать назад тех нелегальных мигрантов, которые прибыли в ЕС с территории РФ. Делать это, естественно, придется за наш счет. И здесь главной проблемой становится наша открытая граница со странами СНГ. Ведь сегодня любой житель СНГ может в поисках лучшей доли приехать в Россию, здесь сесть на самолет (паром, поезд, машину) и попытаться без всяких виз проникнуть в ЕС. В случае договора о реадмиссии нам придется за наш счет оплачивать ему обратный билет в Москву и возмещать еэсовским пограничникам расходы по его содержанию в полицейском участке.

Технически, чтобы уменьшить расходы, таких нелегалов из СНГ можно отслеживать еще на российской территории и проверять при пересечении границы наличие у них визы. Многие авиакомпании уже так и делают. Но основной массив подобных случаев связан не с теми, кто нелегально въехал (таких мало) , но с теми, кто нелегально остался на территории ЕС, прибыл туда по гостевой недельной визе и затем "растворился" на европейских просторах. Поэтому договор о реадмиссии с ЕС означает, что мы, скорее всего, должны будем заключить подобные договоры со странами СНГ (чего они, естественно, не желают) и в перспективе, возможно, вести дело к закрытию границ и введению виз с постсоветскими республиками.

И здесь мы можем столкнуться с серьезным противоречием и с необходимостью однозначного выбора между ЕС и СНГ. А такая ситуация может оказать серьезнейшее воздействие на нашу дипломатию и определение геополитических приоритетов нашей страны.

Нет сомнения, что национальные интересы России требуют уделять приоритетное отношение странам СНГ как нашим ближайшим соседям и партнерам. Крайне важен союз с ними и для обеспечения безопасности РФ. Но если выйти на московские улицы и провести социологический опрос, с какой страной мы предпочли бы иметь безвизовый режим - с Италией или с Азербайджаном, - ответ будет очевиден. Для значительного числа наших сограждан страны СНГ приобрели устойчиво негативный имидж. Он связан и с возрастающим потоком в Россию проблемных мигрантов, и с неискренней "любовью" к России ряда эсэнгэшных политиков, и с их попытками получить максимум дивидендов от игры на российско-американских противоречиях. А Москва постепенно разделяет судьбу Лондона и Парижа, ставших центром притяжения для многих тысяч жителей бывших колоний. А отсюда и ксенофобия, и рост национализма, и в конечном счете теракты. Вот почему СНГ по этой логике становится постимперским бременем, отказаться от которого мы, впрочем, не можем в силу еще живой ностальгии о былом величии СССР.

Но время идет, и сегодняшнее поколение 15-летних уже совсем не помнит Советского Союза, даже на уровне детства (но помнит теракты и ксенофобию в школе). И когда через несколько лет они войдут в самостоятельную жизнь, вопрос о том, а зачем нам СНГ, может стать в общественном мнении молодых россиян вполне реальным.

Такая ситуация может стать открытым вызовом многовекторному принципу построения российской внешней политики. И чтобы избежать этого, нам нужно уже сейчас проводить решительную политику, направленную, в частности, и на улучшение имиджа СНГ в общественном мнении российских граждан.

Автор - член экспертного совета по международным делам при Совете Федерации РФ