Японские рекорды
Японский фондовый индекс Nikkei по результатам завершившегося финансового года вырос на 47% , показав самый стремительный рост за последние 30 лет. А курс иены к доллару вырос вчера до четырехлетнего максимума.
Вчера индекс Токийской фондовой биржи Nikkei 225 вырос на 0,2% до 11 715,39 пункта. Nikkei начинал завершившийся вчера финансовый год на отметке 7986,72. Японская экономика демонстрирует сейчас самые быстрые темпы роста с начала 1990-х гг. , и это вселяет в инвесторов оптимизм.
Обнародованный на этой неделе индекс предпринимательской уверенности, составляемый по данным опроса представителей малого бизнеса, вырос, несмотря на падение промышленного производства в марте на 3,7%.
Вчера курс иены вырос до рекордного за четыре года уровня - 103,4 иены за доллар. И хотя министр финансов Японии Садакадзу Танигаки накануне заявил, что валютная политика страны не изменилась (имея в виду валютные интервенции для сдерживания курса иены) , вчера правительство в ситуацию на валютном рынке не вмешивалось. Танигаки также заявил, что считает восстановление экономики страны достаточно устойчивым, поэтому его не очень беспокоит, что укрепление иены может негативно сказаться на темпах роста.
Валютные трейдеры отмечают, что размеры интервенции во второй половине марта значительно сократились. В результате за период с 8 марта, когда за один доллар давали 112,5 иены, курс японской валюты вырос на 7%. В прессе появились сообщения, что власти могут отказаться от политики активных валютных интервенций. Инвесторы решили сыграть на повышение курса иены, что еще сильнее укрепило ее позиции. Тору Сасаки, главный валютный аналитик J.P. Morgan Chase в Токио, считает, что курс может преодолеть рубеж в 100 иен за доллар уже к лету.
Однако, по словам представителя японского правительства, Минфин, испытывающий давление со стороны крупнейших корпораций страны, выступает против быстрого укрепления национальной валюты до уровня 100 иен за один доллар.
По информации Минфина, в марте размер валютных интервенций составил 4,7 трлн иен ($45,2 млрд) - это больше аналогичного показателя в феврале и третий по величине показатель за год. Если такая тенденция сохранится, в следующем финансовом году на стабилизацию курса национальной валюты государство потратит 56 трлн иен ($538,8 млрд) , превысив абсолютный рекорд прошлого года в 20 трлн иен ($192,4 млрд).
Однако Тору Сасаки отмечает, что в начале марта чиновники в администрации США "выразили недовольство [масштабами интервенций], и это осложняет их проведение в будущем". В марте председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн предупредил, что гигантские долларовые накопления Японии (неизбежные при валютной интервенции) могут "привести к проблемам". А министр финансов США Джон Сноу заявил, что правительству Японии "хорошо известно" об отрицательном отношении США к валютным интервенциям как инструменту стимулирования экономического роста. "Необычным является то, что глава ФРС и министр финансов США говорят о масштабах - а не о самом факте - интервенции", - говорит Джек Мур, валютный аналитик Barclays Capital в Токио. Покупка Японией и Китаем американских казначейских облигаций многими рассматривается как фактор, способствующий росту экономики США благодаря искусственно заниженному уровню процентных ставок. (FT, 31. 03. 2004, Дмитрий Говоров)