Следствие ведет Батсон


Крах компании Enron в декабре 2001 г. стал самым масштабным на тот момент корпоративным мошенничеством в американской истории. 62-летний адвокат Нил Батсон поставил новый рекорд. За расследование грязных делишек менеджеров Enron он предъявил заказчику беспрецедентный счет в $90 млн. Теперь кредиторы гадают, стоили ли его услуги таких денег, тем более что они, похоже, не получат доступа к собранным Батсоном документам.

31 декабря Батсон завершил расследование, начатое за полтора года до этого. Результатом его работы стал четырехтомный отчет на 4500 страниц. В отчете 14 000 сносок, отсылающих читателя к сотням тысяч страниц приложений и вспомогательных документов. Над составлением отчета работало более 200 человек, в том числе 150 юристов из адвокатской конторы Alston & Bird в Атланте, партнером в которой и является Батсон.

Батсона обвиняют в раздувании расходов. Критики указывают, что на некоторых совещаниях команду Батсона представляли 15 юристов, а в опросе некоторых свидетелей участвовали пять адвокатов сразу. Счет за их услуги выставлялся самой Enron на почасовой основе, причем труд некоторых экспертов оценивался по таксе $600 в час. Оппоненты Батсона говорят, что многие результаты дорогостоящего расследования Alston & Bird ничего не добавляют к информации, установленной Конгрессом США, правительственными ведомствами, адвокатами пострадавших инвесторов Enron и аудиторами самой компании.

Институт независимых следователей по делам о банкротстве существует несколько десятилетий, но в последнее время стал использоваться более активно, поясняет Дэвид Свил, профессор из Университета Пенсильвании. Нил Батсон был назначен следователем по делу Enron Федеральным судом по делам о банкротстве Южного округа Нью-Йорка примерно через полгода после банкротства компании. Ради этого задания 62-летний юрист даже отложил выход на пенсию, хотя перед этим они с женой уже купили загородный дом в предгорье в штате Колорадо.

Когда в свое время Батсон не был принят в школу права Vanderbilt University, он отправился на личную встречу с деканом и добился зачисления. Чтобы остаться независимым следователем по делу Enron, Батсон отклонил предложения кредиторов и менеджеров компании представлять их в суде.

Alston & Bird (занявшая в 2002 г. 53-е место по объему доходов среди американских юридических фирм) была далеко не единственным претендентом на право разобраться в махинациях Enron: интерес к этому контракту проявлял, например, экс-губернатор Нью-Йорка, а ныне партнер адвокатского бюро Wilkie, Farr & Gallagher Марио Куомо. Впрочем, в штате Alston & Bird тоже немало бывших политиков и чиновников: только в прошлом году фирма наняла бывшего кандидата в президенты от республиканской партии Боба Доула, экс-директора агентств медицинского страхования Medicare и Medicaid Томаса Скалли и бывшего начальника департамента Комиссии по ценным бумагам Денниса Гарриса.

Батсон отвергает обвинения в раздувании цен. "Я убежден, что в нашем отчете есть добавленная стоимость", - заявил он журналистам. Признавая, что $90 млн действительно "существенная сумма", Батсон приводит в свое оправдание "захватывающую" сложность махинаций Enron. По его словам, присутствие большого числа юристов на отдельных совещаниях было необходимо для того, чтобы "быстро ввести их в курс дела", а участие сразу пяти адвокатов в беседе с бывшим председателем совета директоров и гендиректором компании Кеннетом Лэем объясняется "многосторонним характером и важностью" вопросов. Необходимость задействовать большое число юристов Батсон объясняет еще и тем, что расследование началось лишь через полгода после банкротства.

Независимая комиссия, которая проверяет обоснованность выставленного юристами счета, еще не закончила работу, но, как указывает Батсон, до сих пор она не нашла существенных нарушений. В отчете, уже обнародованном комиссией, говорится, что, хотя "задним числом можно упрекнуть" Alston & Bird в использовании излишнего числа юристов, такая политика "в значительной мере оправдывается масштабом дела". Комиссия рекомендовала Alston & Bird уменьшить счет более чем на $200 000, поскольку в нем фирма оценила в $175 в час услуги внешних юристов, бравших за работу от $48 до $68 в час. По словам Батсона, в $175 (столько стоили самые дешевые адвокаты из самой Alston & Bird) включены также административные расходы, неизбежные при работе с внешними юристами.

В отчете Батсона говорится, что махинации в Enron были бы невозможны без помощи крупнейших коммерческих банков, брокерских контор с Уолл-стрит, юридических фирм и консультантов. Против некоторых из них уже поданы судебные иски. Но, несмотря на огромный объем проделанной работы, следователи не смогли расставить все точки над i в деле Enron. На прошлой неделе Батсон заявил, что Кеннет Лэй должен был знать о махинациях в компании. По его словам, Лэй активно вникал в вопросы повседневного управления Enron и не мог не заметить многочисленных нарушений. Тем не менее, признает Батсон, против Лэя имеются только косвенные улики. Лэй согласился на неформальную беседу с командой Батсона, но отказался говорить что-либо "под протокол". Так же поступили и многие другие топ-менеджеры корпорации.

Не смог Батсон обнаружить достаточных улик и против независимых членов совета директоров компании. В 2002 г. подкомитет по расследованиям сената США заключил в своем отчете, что "[независимые] члены совета директоров на протяжении нескольких лет были свидетелями многочисленных сомнительных действий менеджеров Enron, но предпочли не замечать их". Батсон, однако, не нашел доказательств того, что независимые директора "последовательно пренебрегали своей обязанностью контролировать [действия менеджеров] или сознательно игнорировали признаки нарушений".

Рекордные для таких дел $90 млн, которые предстоит получить Батсону и его коллегам, будут оплачены за счет имущества Enron, или фактически за счет кредиторов. Однако документы, на добывание которых были потрачены эти деньги, оказались для кредиторов недоступными. По просьбе самого Батсона суд предоставил ему и его помощникам полный иммунитет: кредиторы не могут ни запрашивать у него документы по делу компании, ни вызывать следователей в суд в качестве свидетелей. Единственное исключение сделано для тех случаев, когда собранные в ходе расследования материалы способны помочь кому-то из менеджеров Enron снять выдвинутые против них уголовные обвинения и когда эти материалы нельзя добыть из каких-то других источников.

Департамент Минюста США, надзирающий за управлением имуществом компаний-банкротов, уже ведет переговоры с участвующими в деле юридическими фирмами с целью снизить расходы на адвокатов. Общая стоимость услуг адвокатов, аудиторов и консультантов по делу Enron может достичь $1 млрд. Корпорация задолжала кредиторам около $10 млрд, из которых получить пока удалось лишь $500 млн. (WSJ, 18. 03. 2004, Игорь Федюкин)