Одна отчетность на двоих
Автоконцерны Renault и Nissan укрепляют взаимное партнерство. Они готовятся перейти к публикации объединенных показателей своей деятельности, делят между собой рынки, а топ-менеджеры Renault и Nissan занимают посты и в той, и в другой компании одновременно. Эксперты считают, что усиление кооперации Renault и Nissan может изменить глобальную расстановку сил в автомобильном секторе.
Японский и французский автопроизводители заключили альянс пять лет назад: Renault приобрел 44% акций Nissan, а тот, в свою очередь, - 15% Renault. В 2003 г. совместный объем продаж двух компаний составил 90 млрд евро, прибыль от основной деятельности - 7,8 млрд евро.
Со следующего года гендиректор Nissan Карлос Госн станет еще и гендиректором Renault. Занимающий сейчас эту должность Луис Швайтцер останется в компании в качестве председателя совета директоров.
Группа Renault/Nissan присутствует на всех крупнейших региональных рынках: позиции Nissan сильны в США и Японии, а Renault - в Европе. Однако обе компании пока конкурируют на некоторых сегментах рынка. Например, в Европе модели Renault Clio и Nissan Micra соперничают в одном ценовом диапазоне. Поэтому Renault хочет несколько видоизменить свой брэнд и перенести акцент на его безопасность.
По словам Швайтцера, французский и японский автопроизводители уже давно совместно разрабатывают новые модели машин и объединили закупочную политику. Но теперь они начнут сотрудничать еще плотнее. К примеру, Renault обратится за помощью к Nissan с целью вновь попытаться проникнуть на рынок дорогих автомобилей, на котором японская компания сумела утвердиться благодаря марке Infiniti. Швайтцер полагает, что Renault может улучшить показатели, выйдя на новые рынки. "Возможно, это означает возвращение в США ориентировочно после 2010 г. ", - говорит он. (Renault ушел с американского рынка 20 лет назад. ) До сих пор две компании публиковали данные о своей деятельности раздельно. Но сейчас они планируют поэтапно переходить к единым цифрам по объемам продаж и размерам прибыли. Renault планирует публиковать комбинированные данные об объемах продаж по географическому принципу и по номенклатуре, чтобы инвесторы лучше видели, в каком положении находится группа по отношению к конкурентам. Однако консолидировать финансовую отчетность компании пока не собираются.
"Renault и Nissan демонстрируют, что могут сокращать издержки и увеличивать прибыль, - говорит Марк Литтл, аналитик авторынка из лондонского филиала Deutsche Bank. - Это давит на конкурентов".
Объединение двух компаний перевернет рейтинги крупнейших автопроизводителей мира. По показателям 2003 г. Renault и Nissan, по отдельности находящиеся в конце первой десятки, совместно заняли бы пятое место, опередив Volkswagen. Вместе французы и японцы продали 5,4 млн автомобилей, а их немецкий конкурент - 5 млн. А в будущем Renault и Nissan могут стать потенциальной угрозой американскому Ford в борьбе за третье место в списке крупнейших автопроизводителей. По итогам 2003 г. Ford Motor Company продала 6,72 млн автомобилей и уступила второе место японской Toyota, которая произвела 6,783 млн автомобилей. (WSJ, 29. 03. 2004, Олег Митяев)