"Бесы" за стеклом


Телеведущий Александр Гордон поставил свой спектакль в привычном для себя жанре телепередачи. Своих героев - Николая Ставрогина, Петра и Степана Верховенских, Марью и Игната Лебядкиных - рассадил на сцене, превращенной ради такого случая в подобие телестудии. Роман Достоевского "Бесы" представил как серию интервью. Сюжет превратил в телевизионное расследование вроде тех, что показывают за полночь по центральным каналам, озвучивая ненатурально мрачными баритонами.

Предполагалось, что теле- "Бесы" будут транслироваться в прямой эфир на канале "НТВ", а в спектакле будут принимать участие политики самых разных ориентаций. Гордон будет приглашать их на сцену и они будут судачить со Ставрогиным о нимфетках, с Верховенским-отцом - о России, а с Верховенским-сыном - о терроризме.

Зрелище ожидалось многообещающее. К тому же все оформление "телестудии" сделано из оргстекла, прозрачно намекая на стилистику реалити-шоу. Кому же не хотелось подсмотреть, чем там за стеклом занимаются Ставрогин с Матрешей? Кто не мечтал поглядеть, как схлестнутся в теледебатах кандидат на виселицу Федька Каторжный и кандидат в президенты Олег Малышкин? Ожидалась натуральная литературная кадриль с участием политического бомонда и сеанс изгнания бесов в прямом эфире. Губернатор Лембке, безжалостно выброшенный из инсценировки Игоря Волкова, с ума сошел бы от зависти.

К сожаленью, гордоновский замысел с размахом провалился. Никаких трансляций на НТВ не получилось, и все аксессуары телешоу - вечно отстегивающиеся микрофоны на гостях, хамоватый помощник ведущего и некстати вспыхивающие табло "Аплодисменты", "Одобрение", "Неодобрение" - остались пустой бутафорией. Представив нам действующих лиц, задав каждому сакраментальный вопрос "Отчего повесился Ставрогин? ", Гордон уходит в зал, садится среди зрителей и вместе с ними смотрит, как артисты разыгрывают сцены из романа.

Этот спектакль в спектакле также высокотехнологичен. Действующие лица то поднимаются на специальный подиум, то бегают по стеклянным лесенкам, то прячутся под сцену. Ставрогин (Дмитрий Писаренко) гипнотизирует своих поклонников, появляясь на большом киноэкране. Его фанаты ползают у ног своего кумира и всячески выражают ему свое восхищение. Зал в это время зевает и не хлопает, несмотря на отчаянное мигание таблички "Аплодисменты".

Наверное, режиссер Гордон мечтал, чтобы его артисты выглядели на сцене как гости ток-шоу "Гордон". Но в реальности они выглядят как персонажи ток-шоу "Окна". Они скованно жмутся на своих стульчиках и, отчаянно фальшивя, докладывают свой текст. Единственное исключение составляет фактурный Дмитрий Писаренко, да и то в те моменты, когда загадочно молчит.

Хорошо, что на помощь Гордону пришли руководитель Федеральной службы по труду Александр Починок и депутат Госдумы Сергей Глазьев. Они-то и спасли "Одержимых" от провала. После нескольких спектаклей Гордон добился-таки прямого эфира - правда, не на телевидении, а на радио "Эхо Москвы". Починок и Глазьев, примкнув к "нашим" на сцене, выступили в эфире: ответили на вопросы зрителей и слушателей, отчитались о проделанной работе, слегка попикировались. И все это с таким блеском, что публика проснулась, посмеялась и даже поаплодировала.

Профессиональные политики легко побили профессиональных драматических актеров обаянием, остроумием и органичностью. Они исполняли свой дуэт слаженно, словно Хрюша и Степашка. Их корявые фразы казались куда остроумнее захватанных цитат и избитых проклятых вопросов. К тому же они спровоцировали самую смешную реплику "Одержимых". Она принадлежала не Достоевскому, а безвестному радиослушателю. "С какими героями "Бесов" вы отождествляете себя? " - спросил он Глазьева и Починка.