Авторитарные руководители покидают сцену


Многие годы гендиректор Walt Disney Майкл Айзнер правил медиаимперией твердой рукой. Айзнер славился авторитаризмом и бесцеремонным обращением с подчиненными. Под его руководством компания делала успехи. И поэтому Айзнер не ожидал, когда в начале 2004 г. 43% акционеров проголосовали за его смещение с поста председателя совета директоров компании.

61-летний Майкл Айзнер был настоящим королем в "сказочном королевстве" Disney. Он пытался собственноручно разрешить любую проблему в компании, будто чувствовал свою личную ответственность за каждое событие, происходящее в "волшебном царстве". Подчиненных он почти не слушал и часто срывал на них злость. К примеру, однажды он обозвал одного из своих сотрудников "маленьким ничтожеством". Айзнер догадывался, что многие менеджеры им недовольны. И все же был не готов потерять из-за этого руководящую должность в компании. В интервью программе Nightline на канале ABC он признал свое поражение: "Совершенно очевидно, что некоторые акционеры свели со мной личные счеты".

Айзнер тем не менее умудрился сохранить свой второй пост в Disney. Ранее он заключил 10-летний контракт с компанией, по которому он остается ее гендиректором вплоть до 2006 г. Многие акционеры этим недовольны. У них целый список претензий к гендиректору, начиная с его политики в области финансов и заканчивая отсутствием четкого плана передачи управления компанией.

Бунт против Айзнера означает, что "сегодня директора и акционеры готовы выступать против правления одной личности - это большой шаг вперед", утверждает Ричард Коппс, член совета компании Jones, Day, Reavis & Pogue и директор трех других фирм. "Общие тенденции показывают, что стиль авторитарного правления уже устарел. Сегодня в бизнесе не нужны всесильные руководители, которые правят компанией, как капитан своим кораблем. В почете гендиректора, готовые делиться властью и отчитываться перед коллегами за свои действия", - добавляет Коппс.

Многие топ-менеджеры не могут сразу перестроиться и рискуют потерпеть крах в своих карьерных устремлениях. Например, недавно объявил о своей грядущей отставке председатель совета директоров и гендиректор Coca-Cola Дуглас Дафт. Многие прочили его пост Стиву Хейеру, второму лицу в компании после Дафта. Однако в последнее время пошли разговоры, что Хейер не подходит на должность главы Coca-Cola. Менеджерам компании не нравится его стиль руководства. Хейер часто бывает грубым и язвительным. Его хвалят за разработку прекрасной маркетинговой стратегии, решительность и правильные шаги на пути развития бизнеса. Но его острый язык может здорово повредить имиджу корпорации.

Скоро у Хейера появятся конкуренты. Впервые в истории компании Coca-Cola начала поиски кандидата на пост гендиректора на стороне. Еще 10 лет назад невозможно было представить себе такой демарш со стороны ее менеджеров. В те годы во главе Coca-Cola стоял легендарный гендиректор Роберто Гойзуэла, который держал всю корпорацию железной рукой. Он никогда не посещал заседания совета директоров, если не знал, что там будет происходить, и писал гневные письма аналитикам, позволившим себе отрицательные высказывания в адрес компании.

Сегодня высоко ценится умение работать в команде. Председатель не имеет права отдавать приказания совету директоров. Все члены правления вовлекаются в процесс принятия решений. "Советы директоров знают, что они должны заботиться о своей репутации, - говорит профессор Гарвардской школы бизнеса Джей Лорсч. - Инвесторы имеют право проводить акции против перевыборов не устраивающего их гендиректора. Это очень хороший способ воздействия на руководителя. Он станет больше прислушиваться к мнению инвесторов, если не хочет публичного скандала".

Ким Фримен, гендиректор американской медицинской компании Quest Diagnostics, утверждает, что руководитель обязан ставить интересы компании выше своих эгоистических устремлений. По его словам, гендиректор должен создать сильную команду менеджеров и составить план передачи своих полномочий, который будет отвечать интересам компании. Фримен останется на посту гендиректора компании до мая этого года. Ему 53 года, и он не хотел бы уходить. Но он уже составил план передачи полномочий коллеге, который, по его мнению, больше подходит на пост руководителя. (WSJ, 10. 03. 2004, Мария Подцероб)