Paramount не будет экономить


Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Самнесер Редстоун, председатель совета директоров и гендиректор Paramount Pictures, вспомнил эту поговорку, когда просматривал бухгалтерскую отчетность своей компании. Выяснилось, что за последние два года касса студии значительно опустела. Редстоун немедленно вызвал к себе двух главных управляющих Paramount. Он объявил, что их стратегия снижения рисков сильно уменьшила прибыли кинокомпании.

Встреча проходила в офисе Paramount в Голливуде, декорированном под испанский стиль. Редстоун пригласил топ-менеджеров Шерри Лэнзинг и Джонатана Долджена сесть и спокойным голосом задал Лэнзинг вопрос: "Может ли сегодня компания сделать фильм такого же уровня, как "Шоу Трумана", который мы выпустили в 1998 г. ? " Лэнзинг однозначно ответила: "Нет". И объяснила, что режиссеры и продюсеры перестали предлагать Paramount дорогостоящие проекты. За кинокомпанией уже прочно закрепилась репутация осторожного коммерческого партнера, который не согласен рисковать большими деньгами на непредсказуемом кинорынке США.

В 90-х гг. Paramount первой в Голливуде начала сокращать затраты за счет привлечения к финансированию других кинокомпаний. В одну кинокартину компания вкладывала не более $100 млн. Риск потерять деньги значительно снизился. Paramount стала меньше платить кинозвездам.

Эта стратегия поведения на рынке была разработана 59-летней управляющей Paramount Лэнзинг и ее ближайшим соратником 58-летним Долдженом. Оба менеджера считались восходящими звездами голливудского бизнеса. В течение целых 10 лет никто не задумывался, к чему может привести разработанная ими концепция. Только в последние годы, когда компания стала выпускать большое количество посредственных картин и редкие звездные хиты, в Голливуде заговорили о проблемах Paramount. Все большее беспокойство продюсеров стали вызывать ненадежное поведение корпорации, ее попытки передоговориться с партнерами в последнюю минуту. За студией окончательно закрепилась репутация скупого рыцаря. Результаты стратегии оказались плачевными. За последние три года только три картины Paramount собрали $100 млн. А один из последних фильмов, "Вне границ", вообще провалился. Его кассовые сборы в США не превысили $4,4 млн.

На конференции аналитиков кинорынка Редстоун попытался защитить своих топ-менеджеров от всеобщих нападок. По его выражению, они "не потеряли способность" управлять компанией, "у них просто не было финансовых ресурсов". Однако сами менеджеры признались, что дело было не в деньгах. "Мы выбирали не те сценарии, - сказал Долджен. - Мы снимали по ним фильмы и продвигали неподходящие картины на рынок, который уже изменился". На этой же конференции Редстоун заявил, что сама по себе стратегия снижения рисков не так плоха, но должна носить более ограниченный характер. "Тот, кто не рискует, не зарабатывает много денег", - отметил он.

Вскоре топ-менеджеры получили от своего шефа новые указания. "Теперь мы начнем делать больше дорогостоящих фильмов с участием кинозвезд. Мы постепенно отойдем от производства средненьких кинолент и будем снимать только те из них, что адресованы целевой аудитории", - заявила Лэнзинг. "Мы пересматриваем нашу стратегию, но не забываем и о прибылях", - добавил Долджен.

Лэнзинг и новый, недавно назначенный директор по производству Доналд Де Лайн уже объявили голливудским продюсерам, что в бюджет Paramount на следующий год включены два блокбастера. Это "Принцесса Марса" и "Миссия невыполнима - 3". Каждый из проектов обойдется более чем в $100 млн и, по расчетам, должен принести большую прибыль.

"Они [Paramount] сейчас намного более авантюрны и агрессивны в своем поведении на рынке, чем это можно было предположить год назад", - говорит Роберт Ньюмэн, агент знаменитого режиссера Роберта Родригеса в International Creative Management. Поэтому Родригес и согласился снять для студии "Принцессу Марса".

Руководство Paramount рассчитывает, что новая стратегия пополнит опустевшую кассу компании "на несколько сотен миллионов долларов". (WSJ, 18. 03. 2004, Мария Подцероб)