ОПЕК исчерпала возможности
Высокий мировой спрос на нефть на фоне ограниченных возможностей стран - участниц ОПЕК усиливает нестабильность на нефтяном рынке. Особенно от этого может пострадать крупнейший потребитель нефти в мире - США.
Некоторые страны - члены ОПЕК уже достигли предельных уровней добычи нефти легких сортов, которые преимущественно используются для производства бензина во многих странах, особенно в США. Неудивительно, что цена на легкую нефть на американском рынке неумолимо приближается к психологически важной отметке в $40 за баррель. К концу торгов на минувшей неделе на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) цена апрельских фьючерсов на нее составляла $38,08 за баррель. Правда, к моменту сдачи номера в понедельник легкая нефть в Нью-Йорке подешевела до $37,30 за баррель. Но аналитики предрекают, что среднемесячная цена на нефть в марте будет самой высокой, с тех пор как в 1983 г. на NYMEX начали торговать нефтяными фьючерсами. Действующий пока среднемесячный рекорд - $35,92 за баррель - был зафиксирован в октябре 1990 г. после двухмесячной оккупации Кувейта Ираком.
Но самые высокие цены на нефть наблюдались еще до того, как в США были организованы биржевые торги. В 1979 г. они дошли до уровня в $44 за баррель. Если учитывать инфляцию, то тогда цены были просто громадными. Заплатить $44 за баррель в 1979 г. то же самое, что сейчас отдать за нее $100.
Если в мире произойдет замедление роста спроса на нефть, это может привести к быстрому снижению цен. Такой же эффект может иметь неожиданное решение ОПЕК увеличить добычу нефти на предстоящем в конце этого месяца заседании картеля. Однако пока официальные представители картеля заявляют, что страны, входящие в ОПЕК, достигли предельного уровня добычи легких сортов нефти. "У нас есть дополнительные мощности, но это не та номенклатура", - поясняет высокопоставленный представитель картеля.
К концу года американская консалтинговая компания PFC Energy ожидает, что глобальный спрос на нефтепродукты превзойдет возможности перерабатывающей отрасли примерно на 1 млн баррелей в день. Причина проста: в отрасли не создается достаточное число новых НПЗ из-за низкого уровня доходности и других причин, отталкивающих инвесторов. Даже если эта отрасль станет экономически привлекательной, потребуются годы, чтобы построить новые заводы. Транспортировка нефти также дорожает, хотя стоимость ее перевозки танкерами несколько снизилась по сравнению с январскими пиками. По словам представителей этой отрасли, высокие транспортные издержки приводят к увеличению цены легкой нефти, добываемой странами ОПЕК, на американском рынке относительно североморской Brent. "Вся система находится в напряжении, - говорит Роджер Дайван из PFC Energy, - и это повышает риск резких скачков цен вследствие неравномерного распределения по регионам". (WSJ, 22. 03. 2004, Олег Митяев)