РОССИЯ И ЕВРОПА: Взаимная неудовлетворенность
Отношения России и объединенной Европы приблизились к черте, за которой должно последовать критическое переосмысление пройденного за последние годы. Очевидная взаимная неудовлетворенность, если не сказать раздражение, имеет глубокие причины, носящие объективный характер.
Во-первых, конфликт в сфере энергетики. В 2003 г. стало окончательно ясно, что российское руководство намерено сохранять стратегический контроль над колоссальными природными богатствами страны и использовать энергетический рычаг во внешней политике. Это идет вразрез с планами ЕС по обеспечению своей энергетической безопасности. В результате в состоянии стагнации пребывают основные совместные проекты - энергетический диалог, построение общего экономического пространства, сложно идут переговоры о вступлении России в ВТО.
Во-вторых, Россию и ЕС все больше разделяет постсоветское пространство. После расширения Евросоюза на восток он просто вынужден активизировать свою политику в СНГ, что приводит к конфликту с Россией, предложившей постсоветским государствам собственный интеграционный проект. Сложности наглядно проявились в ситуации с урегулированием в Приднестровье, когда европейцы дали Москве понять, что будут блокировать ее попытки самостоятельно действовать на пространстве СНГ.
В-третьих, вступление в ЕС стран Центральной и Восточной Европы привносит доставшиеся им от прошлого антироссийские эмоции в европейскую политику. Ряд восточноевропейских столиц может быть заинтересован в сохранении конфликтного потенциала отношений с Россией, что даст им статус псевдоприфронтовых государств и соответствующие дивиденды.
Наконец, на отношения с Россией проецируются внутриевропейские сложности. Провал проекта конституции и проявлявшаяся уже не раз неспособность ЕС к проведению единой внешней политики толкают европейцев к желанию показать свою эффективность хоть на каком-нибудь, в данном случае российском, направлении.
Партнеры-соперники.
На этом фоне в Европейском союзе делается попытка сформировать новую российскую политику. Старт этому процессу был дан на европейском саммите в декабре 2003 г. , когда главы государств ЕС поручили Европейской комиссии подготовить предложения по ревизии отношений с Россией. В феврале эти предложения были рассмотрены и одобрены Советом министров иностранных дел ЕС.
С одной стороны, все официальные документы, выпущенные за последнюю пару месяцев органами Евросоюза, содержат тезис о необходимости восприятия Россией базовых европейских норм и ценностей, т. е. ее европеизации. С другой стороны, все более явственно прослеживается принципиально новая установка на защиту собственно европейских интересов. В ЕС на глазах ослабевает никогда не доминировавшее, но всегда присутствовавшее представление о принципиальной возможности интеграции России в сообщество наций, разделяющих сходные ценности, превращения ее в часть Севера на оси Север - Юг. Взамен этого усиливаются настроения о принципиальной неинтегрируемости России, естественности ее пребывания за пределами европейского пространства в статусе партнера-соперника.
Новая старая политика.
Но как же в таком случае быть с тезисом о необходимости восприятия Россией "базовых европейских ценностей", формирующих сейчас моральный кодекс страны - строителя единой Европы? Ведь именно регулярные провалы на этом поприще остаются главным упреком со стороны ЕС. При этом ни Россия, ни Европейский союз не желают признать тот факт, что сейчас они представляют собой совершенно разные политико-экономические системы. А стало быть, и интеграция между ними, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, совершенно нереальна.
Если же нет перспективы членства в ЕС, то зачем принимать его политические и правовые стандарты?
Именно здесь и кроется первопричина некоторой шизофреничности российско-европейских отношений. С самого начала осознанного диалога и Москва, и Брюссель всегда настаивали на том, что Россия сделала европейский выбор, и это, то есть общность стратегических интересов, определяет двустороннюю повестку дня. Однако как только дело доходит до обсуждения действительно важных вопросов, все разговоры о европейских перспективах России забываются и начинается торг, более похожий на отношения ЕС с неевропейскими Китаем или Японией.
Объективный анализ современного состояния отношений России и Европейского союза свидетельствует о том, что обеим сторонам не хватает стратегического видения будущего. В результате все новые инициативы, будь то зона свободной торговли, энергетический диалог, общее экономическое пространство или уже "четыре общих пространства" образца 2003 г. , остаются в рамках формально-интеграционной модели, сверстанной в начале 1990-х гг. и неоднократно доказавшей свою неэффективность.
Как выйти из порочного круга.
Одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня становится совместное, открытое и честное обсуждение как всего комплекса накопившихся проблем, так и, что самое важное, перспектив российско-европейских отношений. Необходимо избавить административные органы России и единой Европы от несвойственной им функции определения стратегической повестки дня.
Для выработки подлинной стратегии взаимоотношений целесообразно создать неправительственный форум, задачей которого станет вовлечение широких политических и интеллектуальных слоев в открытую, недипломатическую и временами нелицеприятную, но честную дискуссию. Результатом такой дискуссии станет не только выявление потенциальных источников кризисов, но и совместное понимание будущего отношений России и Европейского союза. Кроме того, постепенно сформировался бы потенциал цивилизованного лоббирования двусторонних отношений, заменяющий собой существующую модель, на практике работающую на периодическое воспроизводство кризисов.
Конец европеизации России не выгоден никому. Для Москвы это будет означать резкое сокращение шансов на успешную реализацию столь важного модернизационного проекта и вытеснение на периферию мировой политики. Для Брюсселя это фактический крах большого европейского проекта, который без органичного и стабильного включения России будет всегда выглядеть незаконченным.
Тимофей Бордачев - руководитель исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике, Аркадий Мошес - руководитель программы "Россия - ЕС" Финского института международных отношений. Полностью статья будет опубликована в журнале "Россия в глобальной политике".