Старый лев не сдается


Как и Король Лев из диснеевского мультфильма, гендиректор Walt Disney Майкл Айзнер долго с легкостью отбивался от противников. В том числе - от толп недовольных инвесторов.

Семь лет назад 12 000 акционеров пришли на общее собрание Walt Disney, чтобы засыпать Айзнера, председателя совета директоров компании, острыми вопросами. Например, по поводу его выгодного 10-летнего контракта, состава совета директоров, большинство членов которого оказались друзьями Айзнера, и многомиллионного выходного пособия, которое получил нанятый им ненадолго экс-президент компании Майкл Овитц. По поводу Овитца Айзнер ответил: "Можете злиться, сколько хотите, меня эта ситуация и самого раздражает, но поделать я уже ничего не могу". А через пару часов, когда акционеры все еще стояли в очереди, чтобы предъявить свои претензии, Айзнер просто повернулся и ушел.

Капитализация Disney на 16 марта 2004 г. составила $52,172 млрд. В прошлом году выручка компании выросла на 6% до $27 млрд, прибыль - на 2,5% до $1,27 млрд. В компании работают 112 000 человек.

За 20 лет, проведенных у руля Walt Disney, Айзнер выбирался и не из таких передряг. В последние годы компания пережила падение котировок своих акций и выручки, уход нескольких топ-менеджеров, не ужившихся с гендиректором, и огромные траты на покупку убыточных компаний.

Но в начале марта 2004 г. акционеры, собравшись вместе, наконец затоптали старого льва. Айзнера сняли с поста председателя совета директоров. Противники Айзнера, которые не намерены больше терпеть его авторитаризм, хотят сместить его и с поста гендиректора. По словам специалистов по корпоративному праву, такой ожесточенной атаке со стороны акционеров до Айзнера не подвергался еще ни один непопулярный гендиректор большой компании. На собрании против него проголосовали владельцы 43% акций.

Тем временем конкуренты открыли второй фронт. Компания Pixar прервала переговоры насчет важного для Disney контракта по продаже своих мультфильмов.

Пока совет директоров, в котором много друзей Айзнера, держит его сторону. В конце прошлого года совет одобрил его предложение о введении правила, по которому сотрудники компании должны уходить на пенсию по достижении определенного возраста. В результате подал в отставку член совета племянник Уолта Диснея Рой Дисней. Ушел и давний партнер Айзнера Стэнли Гоулд. После этого Дисней и Гоулд развернули кампанию за смещение руководителя Disney.

Авторитарный правитель.

Недовольство сотрудников и акционеров Disney копилось годами. "Сказочное королевство" оправдывало свое название. Айзнер был в нем безраздельным властителем. Любой реальный или мнимый недостаток в деятельности компании он пытался устранить собственноручно. В свое время личное обаяние помогло Айзнеру встряхнуть компанию, которая до его прихода пребывала в довольно сонном состоянии. Он окружил себя яркими менеджерами-новаторами - взял на работу Харви Уайнстайна из Miramax и гендиректора Pixar Стива Джобса.

Инвесторы тем временем стали задавать вопросы по поводу слишком больших опционов на акции в контрактах Айзнера. Поборники улучшения корпоративного управления ринулись защищать инвесторов, которым не нравилось, что совет директоров состоит сплошь из друзей Айзнера.

Теперь гендиректору приходится отвечать на неприятные вопросы, от которых ему раньше удавалось отмахиваться. Например, недавно всплыли детали увольнения Овитца. Один из самых влиятельных людей в Голливуде, Овитц был назначен президентом компании с подачи Айзнера в 1995 г. Овитц оказался совершенно бесполезен для компании, и вскоре Айзнер его уволил. "На дорогу" экс-президенту было выдано $90 млн деньгами и акциями Disney.

Теперь критикам Айзнера уже не так важен тот факт, что руководитель Disney удовлетворил большую часть их требований. За последние два года он сократил совет директоров, включил в него независимых членов и ввел более жесткие правила, обеспечивающие независимость всех директоров. Впервые с середины 1990-х дела компании пошли в гору: акции растут, а прибыль стабилизировалась.

Взлет и падение.

За 40-летнюю карьеру Айзнер успел поработать во всех ведущих телекомпаниях США. В ABC он продюсировал программы, идущие в прайм-тайм, и несколько нашумевших шоу. В 1976 г. он перешел в Paramount Pictures, которая тогда переживала пору расцвета. В середине 1980-х карьера Айзнера в Paramount застопорилась, но им заинтересовалась Disney. Компания уже два десятилетия пребывала в упадке, который начался вскоре после смерти ее основателя. Как и сегодня, над Disney кружили конкуренты.

Но в последующие несколько лет с помощью талантливых менеджеров, а теперь врагов Гоулда и Роя Диснея Айзнер вновь вывел Disney в лидеры. Иногда он действовал прямолинейно, например постоянно повышал цены в тематических парках, чтобы извлечь как можно больше прибыли из самых притягательных для туристов мест развлечений. Он беспощадно тиражировал полюбившихся зрителям героев диснеевских фильмов, таких как Белоснежка и семь гномов, - как раз тогда начиналась эра видеокассет. Но одновременно Disney запустила новые полнометражные мультфильмы, самый известный из которых - "Король Лев", выпущенный в 1994 г. , - получил четыре номинации на "Оскара" и собрал $750 млн в мировом прокате.

Компания построила Диснейленды в Японии и Франции, купила небольшую студию Miramax и вывела ее в мировые лидеры по производству фильмов art-house. Она также стала распространять компьютерные мультфильмы другой быстро растущей компании - Pixar.

В первой половине 90-х Disney была похожа на The Beatles - коллектив талантливых людей, которые в сумме обладали гораздо большим творческим потенциалом, чем по отдельности. И так же, как ливерпульская четверка, компания стала разваливаться из-за растущей взаимной неприязни между ее лидерами.

В 1994 г. , в разгар споров, несколько "творцов" покинули компанию, а Айзнер перенес сложную операцию на сердце. На следующий год Disney сделала неудачное вложение - купила убыточную сеть Capital Cities/ABC, которая явилась лишь обузой для компании. А годом позже Айзнер связался с Овитцом.

Но все эти неурядицы не помешали Айзнеру получить 10-летний контракт, который истекает в 2006 г. Сейчас он колесит по стране, пытаясь заручиться поддержкой у институциональных инвесторов, в том числе однажды высмеянных им пенсионных фондов. Но что бы он ни говорил сегодня, инвесторы не собираются забывать его слова, произнесенные несколько лет назад. "Когда я перестану устраивать [акционеров], они меня выгонят, и правильно сделают", - сказал он тогда. Похоже, к этому и идет. (WSJ, Кирилл Корюкин)