Непатриотичный J.P. Morgan


Умение держать в секрете информацию о клиенте всегда считалось хорошей чертой банка. Но теракт 11 сентября 2001 г. сменил ориентиры: теперь конфиденциальности предпочитается безопасность. И любой, кто нарушает это правило, навлекает на себя гнев регуляторов.

Вчера стало известно, что второй крупнейший банк мира - J.P. Morgan Chase может быть замешан в полулегальных операциях, которые проводили его клиенты. Окружной прокурор Роберт Моргентау обратился к банковским регуляторам США с просьбой проверить, располагал ли J.P. Morgan Chase всей необходимой информацией о своих контрагентах. Дело в том, что финансовая корпорация Beacon Hill, обвиняемая сейчас помимо прочего в незаконных переводах денежных средств, размещала депозиты на счетах Chemical Bank, купленного в середине 1990-х гг. банком Chase Manhattan, который в 2000 г. слился с J.P. Morgan. Моргентау считает, что J.P. Morgan Chase и его предшественники могли многого не знать о вкладчиках.

Соблюдение свода правил "знай своего клиента" стало жестким требованием американских регуляторов после событий 11 сентября 2001 г. Тогда в рамках борьбы с терроризмом Конгресс США принял "Закон о патриотизме" (Patriot Act) , по которому все финансовые институты должны всячески противодействовать преступникам в отмывании денег. Финансистов обязали разработать политику по выявлению подозрительных клиентов и операций, назначить менеджеров, следящих за соблюдением этой политики, а также привлекать к анализу своей антитеррористической деятельности независимых аудиторов.

J.P. Morgan Chase может стать первой компанией столь крупного масштаба, нарушившей известный закон. По данным Моргентау, оборот денежных операций Beacon Hill за период с 1997 по 2002 г. составил около $5,5 млрд. Как считает окружной прокурор, J.P. Morgan Chase осуществлял многие денежные переводы, даже не подозревая, с чьими деньгами имеет дело. "Тем самым [банк] не следовал правилу "знай своего клиента", - считает Моргентау.

При этом J.P. Morgan Chase, осознав возможные неприятные для себя последствия, уже прекратил все деловые отношения с Beacon Hill. Сразу же после того, как в феврале в офисе Beacon Hill были проведены обыски, банковский гигант поспешил заявить о готовности вести любое сотрудничество с властями. Впрочем, окружной прокурор не хочет быть неправильно понятым - речь не идет об обвинениях J.P. Morgan Chase в операциях с грязными деньгами. "[Нужно выяснить] имел ли право банк [J.P. Morgan Chase] получать средства от контрагента без лицензии [Beacon Hill]", - подчеркивает Моргентау. Как поясняет Бетти Сантанджело, эксперт юридической фирмы Schulte Roth & Zabel, по законодательству штата Нью-Йорк компания фактически занималась переводами денежных средств, на что требуется отдельная лицензия. При этом разрешение могут получить только те фирмы, которые проводят специальную политику, препятствующую отмыванию денег. А у Beacon Hill ни того ни другого не было.

Моргентау уверен, что суть претензий не сводится к деятельности Beacon Hill или J.P. Morgan Chase. "Хотя отмывание денег - очень серьезная проблема, мне все же приходится убеждать в этом как банки, так и регуляторов", - говорит прокурор. (WSJ, 9. 03. 2004, Михаил Мирошниченко)