Миноритарии ушли за границу


Конфликт между "Славнефтью" и миноритарными акционерами ее "дочки" - "Мегионнефтегаза" - вышел за пределы России. Vostok Nafta подала иск в Арбитражный суд Антверпена к компании "Славнефть-Бельгия" с требованием вернуть "Мегионнефтегазу" $60 млн упущенной выручки. Юристы отмечают, что в Бельгии у миноритариев больше шансов на успех, нежели в России.

В 2003 г. "Мегионнефтегаз" добыл 16,4 млн т нефти, его чистая прибыль за девять месяцев - 785 млн руб. "Славнефти" принадлежит 60,66% акций предприятия, еще 27,5% акций владеют три кипрских офшора. По данным Vostok Nafta, этими акциями владеют трое граждан Кипра через траст CDSV Trust, бенефициарами которого являются ТНК и "Сибнефть", которым принадлежит более 98% акций самой "Славнефти". Около 7% акций "Мегионнефтегаза" владеет группа портфельных инвесторов, в частности фонд Vostok Nafta Investments.

Инвестфонд Vostok Nafta давно атакует "Славнефть" и ее основных владельцев - ТНК-BP и "Сибнефть". Миноритарии обвиняют "Славнефть" в выводе выручки из "Мегионнефтегаза". Их возмущает, что "Мегион" уступает право экспортировать нефть материнской компании (в IV квартале 2003 г. - 99,4% полученного графика) и продает нефть торговым компаниям по трансфертным ценам. В феврале Vostok Nafta заявила о намерении потребовать возмещения $1,2 млрд недополученной за 2002 г. и девять месяцев 2003 г. выручки.

Инфестфонд уже подал четыре иска в российские суды, в частности в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа, а на на днях через свою 100% -ную "дочку" Austro (Cyprus) обратился и в Арбитражный суд Антверпена (Бельгия) с просьбой аннулировать одну из сделок "Мегионнефтегаза" по продаже нефти компании "Славнефть-Бельгия". От нее Vostok Nafta требует выплатить "Мегионнефтегазу" компенсацию в $60 млн за упущенную выгоду в IV квартале 2002 г.

"Мегионнефтегаз" продавал нефть на очень невыгодных для себя условиях, а сделки по ее продаже не были одобрены акционерами надлежащим образом, - утверждает директор Vostok Nafta Алекс Уильямс. - Если бы сделка была рассмотрена акционерами, то была бы заблокирована". По его словам, $60 млн - это "рассчитанная прибыль "Славнефть-Бельгия", полученная в IV квартале 2002 г. от сделок с "Мегионнефтегазом". Желание Vostok Nafta судиться в бельгийском суде он объясняет надеждой на его беспристрастное рассмотрение. "В ХМАО подобные дела идут более сложно, - говорит он. - Например, российский суд пока не принял иск к рассмотрению, а бельгийский уже назначил слушания по делу на 17 марта". Уильямс при этом подчеркивает, что Vostok Nafta попросила суд Антверпена при рассмотрении иска опираться на нормы российского законодательства.

Эксперты полагают, что у акционеров больше шансов добиться победы в бельгийском суде, нежели в России. "В иностранных судах правоту по подобным искам действительно проще доказать", - говорит управляющий партнер группы A.S.T. Анатолий Юшин. С ним согласен адвокат Максим Трофимов: "Сомнений в беспристрастности бельгийского суда не возникает, но есть вопрос, как они будут применять российское право". Юшин считает, что из-за просьбы истцов применять нормы российского законодательства бельгийский суд может "избавиться от этого дела", отправив акционеров в российские суды. "Дело будет сложным, и, применяя российское право, оспорить сделку будет непросто, - резюмирует Юшин. - Нужно доказать либо аффилированность компании, либо сделку крупных размеров".

А аналитики убеждены, что истцы, обращаясь в суд, преследуют другие цели. "Реальные цели истцов - добиться выкупа их акций "Мегионнефтегаза" по более высокой цене", - говорит Сергей Суверов из банка "Зенит". "В конечном счете они хотят справедливого отношения основных акционеров "Славнефти" к акционерам ее дочек, например в форме справедливой цены выкупа их акций", - соглашается Лев Сныков из "НИКойла". Алекс Уильямс сказал на это, что Vostok Nafta пока не приняла решение о продаже акций "Мегионнефтегаза". "Мы хотим в первую очередь получить признания, что Мегионнефтегаз управляется не в интересах акционеров", - утверждает он.

В "Славнефти", "Сибнефти" и ТНК-ВР вчера отказались комментировать ситуацию.