Без секретарей


Российское отделение кадрового агентства Kelly Services провело исследование среди специалистов, которые занимаются офисным администрированием, - секретарей, офис-менеджеров, ассистентов отдела. Вывод, к которому пришли рекрутеры, неутешителен: спрос на такие специальности превышает предложение, причем работодатели виноваты в этом сами. Чтобы исправить ситуацию, им надо изменить предвзятое отношение к секретарским позициям.

Спрос на специалистов в области офисного администрирования по некоторым позициям (особенно начальным) превышает предложение почти в полтора раза. Это приводит к тому, что люди не колеблясь покидают одну компанию ради другой.

Управляющий компании "Джинсовая симфония" Алексей Потапов признается, что только за год у него сменилось "три-четыре секретаря", - он уже сбился со счета. В эту профессию идут люди, которые воспринимают место секретаря как временное, говорит Потапов. И поработав в известной компании несколько месяцев, секретари уже начинают рассылать резюме с претензиями на должность помощника руководителя и с зарплатным цензом от $600.

К схожим выводам пришли и авторы исследования. По заключению экспертов Kelly Services, у представителей данной категории работников готовность сменить место работы выше, чем у любых других специалистов. Они уверены, что смогут найти новое место работы в течение полугода. Согласно опросу Kelly Services большинство из них свою профессиональную деятельность ассоциируют с компанией, в которой работают, а не с должностью или навыками, а это верный признак того, что свою работу они воспринимают как временную.

Повышенную мобильность административных офисных работников подтверждают и в рекрутинговом агентстве "АНКОР". От них приходит 16% всех резюме, поступающих в адрес агентства.

По мнению рекрутеров из Kelly Services, девальвация секретарских позиций привела к тому, что работодатели начинают снижать уровень требований, предъявляемый к кандидатам, и это кардинально отличается от ситуации 2001 - 2002 гг. , когда сплошь и рядом требовался fluent english, даже если он не был нужен.

В большинстве случаев отбор теперь идет не по профессиональным критериям, а по личностным качествам. Причем сами работодатели вполне отдают себе в этом отчет. К примеру, в компании Oxygen Software, занимающейся разработкой сервисного программного обеспечения для мобильных телефонов Nokia, обработкой входящих звонков занимаются четыре человека. Компания работает с 1999 г. , и за это время отдел только расширился, но из него никто не уволился. По словам коммерческого директора Oxygen Software Сергея Литвинюка, первое, на что они обращают внимание при приеме на данную позицию, - это коммуникабельность человека. И именно этим он объясняет отсутствие текучести кадров в отделе. "Работа у них не самая высокооплачиваемая и к тому же, на мой взгляд, довольно рутинная, - рассказывает Сергей Литвинюк. - Подбирая туда персонал, мы изначально старались сделать так, чтобы им было интересно друг с другом, поэтому брали исключительно общительных людей. Если по-научному, то можно сказать, что мы сделали ставку на человеческие отношения. Пока это себя оправдывает".

Алексей Потапов из "Джинсовой симфонии" собирается решать проблему другим способом. В будущем он намерен брать на секретарские должности "молодых девушек без опыта, но с быстрыми мозгами, которых можно всему выучить". По его словам, надо это делать с прицелом, чтобы человек проработал в компании 3 - 5 лет.

Однако и такой подход нельзя считать панацеей. "Основное препятствие на пути роста сектора офисного администрирования - это сохранение предвзятого отношения к секретарским позициям у молодого поколения, - пишут в своем отчете консультанты Kelly Services. - Среди молодых специалистов распространенной ошибкой является желание найти работу "менеджера" после окончания вуза. "Менеджером" чего или кого - не имеет значения".

В 2002 г. Ася Кремнева пришла работать секретарем в издательство Independent Media. Основным требованием при приеме было свободное владение английским. "Когда меня спросили, кем я вижу себя в будущем, то я не смогла ответить ничего внятного, так как мало что понимала в издательском бизнесе", - вспоминает она. Тогда Ася только заканчивала вуз, и это был ее первый опыт работы. Она говорит, что только за время работы смогла осознать, чего же ей хочется в карьере. В прошлом году она перешла ассистентом в отдел рекламы The Moscow Times и надеется, что уже в этом году сможет стать менеджером этого отдела и продавать рекламу. "Долго работать ассистентом неинтересно, это довольно рутинно, - рассуждает Ася Кремнева. - С другой стороны, именно благодаря этой профессии я смогла разобраться, что мне нравится и кем я хочу работать".

На западных рынках ситуация практически не отличается от российской. По словам регионального директора по Центральной России Kelly Services Татьяны Мойса, специалисты в области офисного администрирования там чрезвычайно востребованы, и, к примеру, "Kelly Services США" даже выделила данный сегмент в отдельную сервисную линию. По ее мнению, компаниям-работодателям имеет смысл больше внимания уделять не только оплате труда сотрудников, но и системе обучения, тренингов, удержания сотрудников. "Зачастую необходима система внутрикорпоративного продвижения сотрудников по горизонтали", - говорит Татьяна Мойса.

Психолог-консультант агентства "АНКОР" Вера Александрова советует подходить к решению этой проблемы, начиная с подбора кадров. По ее мнению, на должности секретарей или ассистентов отдела стоит брать людей, отличающихся точностью, аккуратностью и скрупулезностью. "А, к примеру, амбициозность здесь не приветствуется, - говорит психолог. - Надо понимать, что это сервисная позиция". Вера Александрова называет все это административным складом характера. "Такие люди ценят хорошую организацию своего рабочего места. Как правило, они любят, когда им тщательно очерчивают сферу полномочий", - поясняет Вера Александрова.