Скандал после трагедии
НЬЮ-ЙОРК - Несмотря на то что работы по восстановлению Всемирного торгового центра, разрушенного 11 сентября 2001 г. , еще толком не начались, $1,3 млрд, выплаченные страховщиками после факта разрушения башен, уже истрачены. Эти деньги пошли адвокатам, кредиторам и девелоперам.
В июле 2001 г. , всего за два месяца до терактов 11 сентября, Ларри Силверстайн, один из известнейших нью-йоркских девелоперов и руководитель инвестгруппы Silverstein Properties, приобрел права на аренду WTC сроком на 99 лет у владельца комплекса - компании Port Authority of New York and New Jersey, которой принадлежит и площадка в 6,4 га, где стояли башни. Сумма сделки составила $3,2 млрд, а в момент ее заключения Silverstein Properties выплатила Port Authority $125 млн акциями. К моменту терактов здания комплекса были временно застрахованы 22 страховыми группами.
После теракта Silverstein Properties и Port Authority подали иск против страховых компаний во главе с швейцарской перестраховочной компанией Swiss Reinsurance, в котором требуют рассматривать события 11 сентября как два страховых случая. Если окружной суд Манхэттена, в котором очередной раз слушается дело, согласится с их аргументами, страховым компаниям придется выплатить не $3,55 млрд, на которые был застрахован WTC, а почти вдвое больше.
Тем не менее еще до решения суда $1,3 млрд страховых выплат уже израсходованы. По данным из осведомленных источников, $563 млн пошли на погашение кредита, предоставленного группе Силверстайна в июле 2001 г. компанией GMAC; $140 млн - бывшему арендатору торговых площадей комплекса компании Westfield и еще $623 млн страховки, выплаченной за прерывание бизнеса, разошлись между участниками сделки, в уплату налогов в городской бюджет Нью-Йорка и в покрытие судебных издержек.
При этом не обошлось и без "тихих" сделок. Без лишнего шума компания Port Authority of New York and New Jersey в полном размере вернула Силверстайну и его партнерам уплаченные $125 млн. Условия сделки, которая была закрыта в декабре 2003 г. , широкой общественности неизвестны. Однако, по мнению осведомленных источников, этот шаг устраняет для группы Силверстайна риск лишиться части капитала, сохраняя при этом за компанией право аренды 1 млн кв. м площадей.
По предварительным оценкам, строительство нового комплекса обходится в астрономическую сумму: $9 млрд потребуется на восстановление офисных и торговых площадей, а также на строительство подземных сооружений, разрушенных во время падения башен. Еще в $2 млрд обойдется строительство новой станции метро и $350 млн пойдет на сооружение мемориала жертвам теракта.
Несмотря на то что некоторые данные по расходам на строительство нулевого цикла были опубликованы в разных изданиях, и в том числе в The Wall Street Journal, основные финансовые подробности этого грандиозного проекта, в котором участвую как частные, так и государственные компании, странным образом остаются в тени. Это вызывает бурное негодование общественных организаций.
"Не опубликовано никаких объяснений, почему [Силверстайн] получил назад все свои деньги, но по-прежнему контролирует работы по крупнейшему в Нью-Йорке строительному объекту", - говорит Роберт Яроу, руководитель одной из крупнейших общественных организаций Нью-Йорка Regional Plan Association.
The Port Authority, государственное агентство, которое осуществляет контроль за деятельностью аэропортов, туннелей, мостов и прочих коммунальных объектов, которые находятся в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, а также имеет непосредственное отношение к восстановлению WTC, не опубликовало ни одного финансового отчета по средствам, затраченным на восстановление нулевого цикла. Обращение The Wall Street Journal с просьбой рассмотреть использование средств, выплаченных в качестве страховки, остается без ответа. (WSJ, 25. 02. 2004, Екатерина Кудашкина)