Ford пускается вдогонку
Ford намерен построить в Китае второй автозавод. Так компания пытается закрепиться на динамично растущем рынке и наверстать отставание от своих конкурентов - General Motors и Volkswagen. Но эксперты считают, что шансов нагнать лидеров Ford практически не существует.
Ford Motor Company - один из крупнейших мировых автопроизводителей наряду с General Motors и Toyota. В 2003 г. компания продала 6,72 млн автомобилей. По итогам прошлого года выручка Ford составила $164,2 млрд, чистая прибыль - $495 млн.
Вчера СП Ford с китайской компанией Changan Automobile Group, Changan Ford Automobile, подписало с китайскими властями соответствующий протокол о взаимопонимании. Он предусматривает, что американская компания построит в Китае второй по счету автозавод. У Ford в Китае уже есть один автомобильный завод. Он заработал в 2003 г. и продал за год около 17 000 автомобилей. В будущем компания планирует увеличить его мощность до 150 000 автомобилей в год. Правда, сроки реализации нового проекта пока не определены. В Ford также не раскрывают, сколько автомобилей будет производить предприятие и сколько средств планируется вложить в его строительство. Вместе с тем, по словам финансового директора Ford Уильяма Форда, в ближайшие годы компания инвестирует в китайское автомобилестроение $1 - 1,5 млрд. Президент Ford Николас Шииле мотивирует это большими надеждами, которые компания возлагает на китайский рынок.
Аналитики объясняют желание Ford развиваться в Китае отличными перспективами местного рынка. В прошлом году его объем вырос по сравнению с 2002 г. на 68% и составил около 2 млн автомобилей, а к 2006 г. , по мнению китайских чиновников, рынок должен вырасти в два раза, до 4 млн автомобилей. Больше автомобилей продается только в США и Японии.
Построив второй завод, Ford рассчитывает приблизиться к лидерам на китайском рынке - немецкой Volkswagen и американской General Motors. Но Джефф Лю из консалтинговой компании Automotive Resources Asia называет чересчур оптимистичными планы Ford. "Ford пришел в Китай слишком поздно и [даже с новым заводом], по крайней мере в ближайшее время, останется маленьким игроком на рынке", - считает он. Объемы продаж компании в Китае несопоставимы с объемами GM (300 000 автомобилей в прошлом году) и VW (700 000 автомобилей). Эти компании сейчас контролируют около 50% местного рынка.
У них также есть амбициозные планы по наращиванию производства. Так, VW планирует производить к 2008 г. в Китае около 1,6 млн автомобилей в год, а GM - 770 000 к 2006 г. Другие иностранные компании также планируют расширяться: Peugeot Citroen и Honda удвоят к 2006 г. объемы производства на местном рынке, доведя их до 300 000 и 320 000 автомобилей в год соответственно. Еще одной проблемой, с которой Ford может столкнуться в Китае, по мнению Лю, является насыщенность рынка. Он напоминает, что вместе со спросом активно растет и предложение. Из-за этого цены на автомобили могут упасть в ближайшие три года на 30%. С ним соглашается и Лин Венхун из Capital International Holdings. "В прошлом году мы уже были свидетелями того, как падали цены", - приводит его слова Reuters. (Использованы материалы FT. )