Air France и KLM объединяются


Еврокомиссия одобрила проект слияния Air France и KLM. Компании планируют завершить слияние в апреле. Альянс с KLM позволит Air France упрочить свое лидерство на европейском рынке авиаперевозок.

Air France перевезла в 2003 г. более 42 млн пассажиров. Выручка компании составила $13,69 млрд, чистая прибыль - $129,5 млн.

KLM Royal Dutch Airlines перевезла в 2003 г. около 16 млн пассажиров. Выручка компании составила $7,06 млрд, чистые убытки - $454 млн.

В среду Еврокомиссия одобрила слияние авиакомпаний Air France и KLM. Взамен чиновники потребовали от авиакомпаний отказаться от 94 ежедневных взлетно-посадочных слотов в ряде европейских аэропортов, в том числе и в базовых для компаний парижском Charles de Gaulle и амстердамском Schiphol. По мнению комиссара ЕС по антимонопольной политике Марио Монти, отказ от слотов "обеспечит конкуренцию на тех маршрутах, которые могла бы монополизировать объединенная компания". 11 февраля слияние одобрило и Министерство юстиции США. Его согласие было необходимо, так как на Air France и KLM приходится существенная часть трансатлантических перевозок.

Представители Air France и KLM заявили, что очень довольны решением Еврокомиссии. Зато клиенты будущего авиагиганта уже выразили недовольство. Председатель Европейской федерации авиапассажиров Чарльз Флокар опасается, что, объединившись, Air France и KLM поднимут на ряде маршрутов цены на авиаперелеты.

Air France и KLM объявили о предстоящем слиянии в сентябре 2003 г. и, по словам президента Air France Жана Сирила Спинетты, рассчитывают завершить его в апреле 2004 г. Сделку еще предстоит одобрить их акционерам. Но председатель совета директоров KLM Лео ван Вийк полагает, что они не будут чинить этому препятствия, и рассчитывает заручиться их согласием до конца февраля.

Компании создадут специальную холдинговую компанию Air France - KLM, которая и будет управлять объединенными операциями. По условиям сделки акционеры Air France передадут акционерам KLM собственные акции на сумму 784 млн евро. Впоследствии акции обеих компаний обменяют на акции Air France - KLM, в результате чего 37% ее акций достанутся частным акционерам Air France, 19% - акционерам KLM, а 44% перейдут французскому правительству (сейчас оно контролирует 54% акций Air France). При этом Air France и KLM сохранят свои названия и логотипы. Особенно на этом настаивали нидерландские власти и акционеры KLM, опасавшиеся потерять национального авиаперевозчика.

Объединенная компания будет владеть флотом из 540 самолетов и перевозить почти 60 млн пассажиров ежегодно. А выручка Air France - KLM составит $19 млрд. В мире она будет уступать по объемам перевозок лишь американским United Airlines и American Airlines.

Представители Air France и KLM прогнозируют, что слияние не даст им преимуществ в краткосрочной перспективе. Вместе с тем в долгосрочной перспективе им удастся достигнуть значительных преимуществ, в том числе сократить расходы примерно на 600 млн евро.

Правда, аналитики считают, что эти цифры могут быть немного занижены. По словам Патрика Фолли из исследовательско-консалтинговой компании Transport Research Laboratory, за счет совмещения операций в двух крупных аэропортах (имени Шарля де Голля и Schiphol Airport) можно добиться и большей экономии. Фолли считает, что слияние двух компаний чрезвычайно важно для дальнейшего развития всей отрасли. "Если оно окажется успешным, их примеру скорее всего последуют многие крупнейшие авиаперевозчики по всему миру, такие, например, как British Airways", - прогнозирует Фолли. (Использованы материалы WSJ, FT. )