Первый из могикан


Владимир Горюнов первым из "рыночных" зампредов Банка России эпохи Виктора Геращенко покидает Неглинную. Горюнов, курировавший при Геракле надзорный блок, остался зампредом без портфеля еще два года назад после прихода в ЦБ команды Сергея Игнатьева, поэтому его уход никого не удивил.

О том, что Горюнов в ближайшее время собирается покинуть свой пост, "Ведомостям" рассказали три независимых источника. По словам источника в окружении Горюнова, он еще неделю назад сообщил о твердом намерении уйти из ЦБ. Сам Горюнов заявил "Ведомостям", что не будет комментировать свою добровольную отставку. А по словам осведомленного источника в ЦБ, его уход "должен состояться во второй половине февраля".

Горюнов - выходец из системы Внешторгбанка СССР, работал во Внешэкономбанке, возглавляя его швейцарский офис. До прихода в ЦБ в 1998 г. работал в Ялосбанке, Промэксимбанке и "Империале". В ЦБ в должности зампреда курировал банковский надзор, возглавлял Центральную аттестационно-лицензионную аудиторскую комиссию Банка России, входил в состав наблюдательных советов Сбербанка и Внешторгбанка, совет директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций.

После ухода Виктора Геращенко с поста председателя ЦБ в феврале 2002 г. один из высокопоставленных сотрудников Банка России назвал первыми кандидатами на увольнение зампредов Евгения Коляскина, курировавшего хозяйственное обеспечение, и Владимира Горюнова. Сотрудник ЦБ не ошибся, но ждать пришлось долго. Новый руководитель Центробанка Сергей Игнатьев не спешил расставаться с командой Геращенко, но ключевые позиции в ЦБ заняли новые менеджеры. Куратором банковского надзора стал вернувшийся в ЦБ первый зампред Андрей Козлов, валютным регулированием занялся еще один первый зампред - Олег Вьюгин, а операциями на открытых рынках - зампред Константин Корищенко. При этом отвечавшие за эти направления зампреды команды Геращенко Горюнов, Виктор Мельников и Олег Можайсков остались на своих постах. В мае прошлого года помимо Коляскина в ЦБ появился и второй завхоз - Виктор Берестовой. В сентябре Коляскин оставил свой пост.

Козлов не скрывал, что к нему полностью перешли полномочия Горюнова, который к этому времени присматривал лишь за зарубежными финансово-экономическими отношениями. Но и это лишь ширма, уверен источник в Центробанке: "Абсолютно никаких следов деятельности [Горюнова на этом посту] не было: ни подписанного им письма, ни совещания с его участием". Между тем коллеги Горюнова отзываются о нем как о неординарной личности. "Он грамотный специалист, как и многие, прошедшие школу Внешторгбанка. Отличается повышенной реактивностью: быстротой принятия решений, резкостью по отношению к людям, которые с ним работают", - охарактеризовал своего давнего коллегу бывший глава Внешторгбанка, председатель правления люксембургского East-West United Bank Юрий Пономарев. По словам вице-президента Ассоциации российских банков Анатолия Милюкова, Горюнов "обладал довольно революционными взглядами и умел ломать стереотипы", но был при этом демократичным человеком.

Ранее работавший в ЦБ председатель совета Московской международной валютной ассоциации Андрей Черепанов отмечает, что при Геращенко Горюнов принимал принципиальные решения и был самостоятельной фигурой. Черепанов не исключает, что в ряде эпизодов Горюнов не забывал о личных интересах. Он вспоминает ситуацию с отозванной у банка "Империал" лицензией, которая при содействии Горюнова была возвращена. Символично, что недавно она вновь была отозвана.

Никто из собеседников "Ведомостей" не знает, где будет трудиться Горюнов. А некоторые сотрудники ЦБ сожалеют о его уходе. "С ним было работать удобнее", - признается специалист надзорного блока.