Трезвый PR и пьяная молодежь


В 2012 г. США завоюют Россию, как Ирак. Путин был "вычислен по компьютеру", и теперь "папа Вова играет по правилам". Эту любопытную политинформацию можно получить на новом спектакле "Театра.doc" "Трезвый PR. Часть первая". Также мы узнаем, что случится с "Ягуаром", если он лоб в лоб столкнется с "Москвичом", и получим представление о некоторых приемчиках черного, серого и серо-буро-малинового пиара.

Авторы проекта - кинорежиссер Ольга Дарфи и драматург Екатерина Нарши, вооружившись диктофонами, опросили политтехнологов, участвовавших во всех последних избирательных баталиях. Из их не вполне упорядоченных монологов и возникло действо под названием "Трезвый PR": в "Театре.doc", как известно, пьесы растут из того вербального сора, который застрял на диктофонных кассетах.

Некоторые рыцари серого пиара оказались чудо как откровенны: они щедро делились с нами своими предположениями о том, что США сделает с Россией лет через десять, и рассказывали жутковатые байки о том, как Путин - клон Штирлица - материализовался из подсознания бескрайнего российского электората. Но самым забавным был самый скрытный из них - скользкий, смешливый, сексуально озабоченный политтехнолог-консерватор, который отвечает вопросом на любой вопрос и вместо реальных историй рассказывает сюрреалистические притчи про то, как люди упустили возможность изменить мир, потому что "стали жрать чижиков".

Самым приятным открытием для рядовых избирателей стала простота всех этих технологий. Не боги "Родину" пиарят. Никаких там Кембриджей для этого кончать не надо. Сверхсложные политические заговоры существуют только в голливудских фильмах и в воспаленном сознании политобозревателей. Высший пилотаж для политтехнолога - это забежать к враждебному кандидату в гримерку аккурат перед теледебатами и сказать ему между делом: "Нос-то, нос как у Буратино. Че с таким носом на телевидении-то делать? " Кандидат после такой психической атаки начинает мямлить и заикаться, а пиар-ниндзя получает свою коробку из-под ксерокса - не пустую, естественно. Это и есть настоящая избирательная кампания - "крутое такое мочилово, с оттягом".

Поначалу авторы относятся к своим героям достаточно объективно - голосуют против всех. Правда, прием, с помощью которого они разоблачают технологов, достоин школьной самодеятельности: стоит только какому-нибудь пиарщику занестись в риторические эмпиреи, как из динамика доносится разоблачающая реплика, поданная неприятным мужским голосом. Это несколько напоминает телефонное хулиганство булгаковского Коровьева.

Тем не менее электорату всегда любопытно узнать, как его дурят, поэтому на протяжении первого часа спектакль идет довольно бодро. К сожалению, ближе к финалу драматургов посетила несчастная мысль - они решили придумать какую-никакую интригу. Тут-то и начинается, как выражался Венедикт Ерофеев, "гибельный сюжет".

Выплывает из тумана околополитических сплетен светлый персонаж женского пола под псевдонимом Снежана. Снежана, как и все герои, пиарит разных малоприятных прохиндеев. На этом деле она заработала миллионы, сменила трех мужей, купила себе "Ягуар" и при таинственных обстоятельствах на нем разбилась. В Снежане авторов умиляет все то, что раздражает в ее коллегах. Пересказывая ее житие, они теряют всю свою трезвость. Когда они уже не знают, как похвалить свою героиню, они сообщают, что на ее похороны пришли Мамут, Ходорковский и Абрамович. Эта троица повторяется не раз, словно заклинание "Маркс - Энгельс - Ленин", и служит окончательным доказательством святости Снежаны.

Битый час Дарфи и Нарши пытаются убедить нас в том, что политтехнологи тоже люди. Но впарить электорату такую идею не способен даже русский пиар, бессмысленный и беспощадный.