Хорватия вместо Одессы


КИЕВ - Правительство Украины вчера поставило точку в спорах об использовании нефтепровода Одесса - Броды. Чиновники решили качать по нему каспийскую нефть в Европу, отвергнув предложение российских нефтяников о реверсивном использовании трубы. Одновременно парламент ратифицировал межправительственное соглашение по проекту "Дружба" - "Адрия" для поставок российского сырья в средиземноморский порт Омишаль. Это взаимоисключающие решения, и параллельно два проекта реализовать невозможно.

Нефтепровод Одесса - Броды протяженностью 674 км и нефтетерминал "Южный" в 40 км от Одессы Украина построила в 2001 г. Система пропускной способностью до 14,5 млн т нефти в год предназначалась для поставок каспийской нефти в страны Центральной и Южной Европы, но труба до сих пор простаивает. Российские нефтяники больше двух лет предлагают Украине свою нефть для прокачки в обратном направлении - от Брод в Одессу - для дальнейшего экспорта морем.

Проект "Дружба" - "Адрия" предусматривает создание нового экспортного направления для российской нефти через хорватский порт Омишаль путем соединения трубопроводов "Дружба" (проходит до Хорватии) и "Адрия" (протянут от Омишаля к НПЗ в хорватском городе Сисак, куда подходит и "Дружба"). Чтобы прокачивать российскую нефть в Омишаль, необходимо сделать реверс "Адрии". Реализация проекта позволит дополнительно экспортировать 5 млн т, а в перспективе и 15 млн т российской нефти.

Решения правительства и парламента Украины были вынесены вчера с интервалом в пять минут. Однако они не внесли ясность в вопрос о том, как использовать нефтепроводы, а наоборот, окончательно запутали дело. Ведь пока в продолжение нефтепровода Одесса - Броды не построена ветка Броды - Плоцк, параллельно два проекта существовать не могут. По словам представителя "Укртранснафты", российская нефть, поставляемая в Хорватию, займет все свободные мощности "Дружбы" от Брод до Европы и места для каспийской нефти в трубе не останется. Таким образом, вопрос, что же делать с многострадальной трубой в ближайшие три года, остается открытым.

В "Укртранснафте" считают, что клиентов для поставок каспийской нефти правительству найти будет сложно. Главная причина в том, что она не выдержит конкуренции с российской. По расчетам компании, казахстанская нефть Tengiz в Бродах будет стоить $205,47 за тонну, тогда как цена российской Urals, доставляемой по северной ветке "Дружбы", на польской границе составляет $176,24 за тонну. Тем не менее уполномоченный Украины по развитию Евразийского нефтетранспортного коридора Александр Тодийчук заявил журналистам, что американская ChevronTexaco, добывающая нефть в Казахстане, уже обещала ежегодно подавать в трубу на Броды около 6 млн т нефти в год для транспортировки на заводы в Германии.

Стивен Колвилл, главный менеджер по связям с общественностью ChevronTexaco Eurasia, в беседе с "Ведомостями" опроверг эти сведения. По его словам, компания заинтересована в рассмотрении любых возможностей экспорта нефти, и использование украинского трубопровода - одна из таких возможностей. Но Колвилл утверждает, что ChevronTexaco "не делала никаких официальных заявлений и предложений по этому поводу".

Нефтяники вчера были изрядно озадачены решениями украинских властей. Президент ТД "ТНК-Украина" Александр Городецкий заявил: "Мы по-прежнему уверены, что использование нефтепровода в реверсном режиме в сторону Одессы является наиболее эффективным на данное время". Он утверждает, что на реверсе трубы Украина могла бы заработать $90 млн. Городецкий сомневается в реальности поставок каспийской нефти в ближайшее время. "Могу сказать одно - мы принимаем участие только в понятных инвестиционных проектах, - говорит руководитель "ЛУКОЙЛ-Украина-Холдинг" Александр Неруш. - Определенности же по вопросу этого нефтепровода до сих пор нет".

По мнению исполнительного директора консалтинговой компании FKG Ukraine Олега Стрельникова, разрешить сложившуюся вчера коллизию сможет только президент Украины Леонид Кучма. Он напоминает, что глава Украины в декабре уже крайне жестко высказался о необходимости реверсивного использования трубы Одесса - Броды. "Скорее всего решение правительства будет пересмотрено или дополнено положением о временном трехлетнем реверсе", - заключает Стрельников. А аналитик Brunswick UBS Пол Коллисон считает, что проект "Дружба" - "Адрия" гораздо важнее для российских нефтяников, чем Одесса - Броды, так как, во-первых, не связан с проблемными турецкими проливами, во-вторых, создает возможность прямых поставок нефти в США.