Комиссионные за IPO не падают


Первичное размещение акций (IPO) всегда считалось для эмитента делом хлопотным и дорогостоящим. Выход на рынок планируется долго и обстоятельно, а требования к инвестбанку, проводящему IPO, предъявляются самые строгие. Однако низкие комиссионные могут отпугнуть клиента - многие компании не хотят дешевых размещений.

Инвестбанки с Уолл-стрит любят и ждут IPO. Сейчас, когда конкуренция снизила комиссионные за инвестиционные услуги в целом до рекордных минимумов, андеррайтеры ищут источники прибыли в размещении акций. Ведь ставки по IPO стабильно высоки уже долгое время. За выпуск высокодоходных облигаций банки возьмут сейчас около 3% от объема выпуска, низкорисковых корпоративных облигаций - 0,9% , за консультации по слияниям и поглощениям и того меньше - 0,25 - 0,5%. IPO будет стоить компании около 7% - как и три года назад. Однако высокие расценки не делают IPO менее привлекательным для эмитентов.

Когда в 2000 г. агентство по подбору персонала Resources Connection решило провести IPO на $78 млн, организаторы - Credit Suisse First Boston и Deutsche Bank - запросили за свои услуги 7% от объема размещения ($5,46 млн). "Эти деньги стали нашей платой за выход в свет", - философски замечает Стивен Джусто, финдиректор Resources Connection. Однако если бы агентство размещало акции уже после того, как лопнул фондовый пузырь, то за "выход в свет" заплатило бы ненамного меньше. По данным аналитической фирмы Dealogic, средняя ставка за проведение IPO в США составила за последние три года 6,7%. Главную причину низких колебаний ставок эксперты видят в особенностях самого процесса размещения. Компании серьезно подходят к IPO и за профессионализм готовы платить немалые деньги вне зависимости от конъюнктуры.

Между тем вне США дела обстоят иным образом. В Европе ставки сейчас находятся на уровне 2% , что почти на 3 процентных пункта ниже, чем 10 лет назад. Дело в том, что инвестбанки Старого Света пытаются бороться с господством американских. Пять крупнейших банков США - Goldman Sachs, Morgan Stanley, Citigroup, Merrill Lynch и CSFB - уже долгие годы контролируют львиную долю американского и мирового рынков IPO. Зарабатывая большие деньги на IPO в США, американские инвестбанки продолжают увеличивать свое влияние за границей, еще больше осложняя дела европейцам. "Низкие ставки IPO американских банков на европейском рынке во многом обеспечиваются за счет их доходов в США", - считает Менно де Ягер, замначальника управления по работе с корпорациями европейского банка ABN Amro. При этом во многих американских компаниях считают, что ставки - это не главное. Иногда низкие ставки могут даже насторожить эмитента. Руководитель отдела фондового рынка одной европейской инвесткомпании говорит, что ставка в 3% может быть воспринята американскими фирмами неадекватно. Они либо начинают считать, что "с нашей компанией что-то не так", либо отказываются от скидок, желая сохранить "хорошие деловые отношения".

Сейчас все больше компаний хотят провести IPO, поэтому многие инвестбанки захотят начать ценовую войну, чтобы занять часть рынка. Однако низкие ставки нужны далеко не всем. "Когда смотришь на цену [IPO], она кажется огромной. Но, если они [инвестбанки] проводят размещение грамотно и находят достойных инвесторов, понимаешь, что платишь не зря", - считает Джусто. (FT, 28. 01. 2004, Михаил Мирошниченко)