Лучший год нефтяников закончился
Минувший год оказался самым удачным для российской нефтяной отрасли за весь постсоветский период, а рекорд годового прироста добычи (11% ) продержится по крайней мере несколько лет. Одна из причин - недостаток транспортных мощностей. Впрочем, резкое снижение доходов нефтяникам не грозит.
Нефтяные компании бодро рапортуют о своих достижениях за 2003 г. "Сибнефть" на днях сообщила, что увеличила добычу на 19,4% до 31,45 млн т. В 2004 г. компания планирует рост примерно на 20%. "Сургутнефтегаз" объявил, что в 2003 г. добыл более 54 млн т нефти, что на 10% больше, чем годом ранее. В 2004 г. компания намерена добыть 57 млн т, или на 5,5% больше, чем в 2003 г.
Правда, нефтяники предпочитают не вспоминать о том, что они собирались добыть еще больше, о чем заранее известили Минэнерго, которое регулярно составляет баланс нефтедобычи. Фактически объемы добычи оказались ниже прогнозных, которые нефтяные компании сообщали в Минэнерго, т. е. они не смогли произвести столько, сколько планировали изначально. В частности, по оперативным данным Минэнерго, "Сургутнефтегаз" недобрал 3,4 млн т, "Сибнефть" - 1,07 млн т. Ниже заявленной оказалась добыча и у "Роснефти", "ЮКОСа", "Башнефти". В целом по России добыча оказалась только на 3,25 млн т меньше заявленной (так как часть компаний превысили свои планы).
Все это позволяет предположить, что в этом году темпы роста производства в отрасли снизятся. Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров полагает, что в целом по отрасли это будет 7 - 8%. По его оценке, у "ЛУКОЙЛа" рост составит 4 - 5% , у "Сургутнефтегаза" - 5,5% , у ТНК-ВР - 7% , у "Сибнефти" - 20 - 21% , у "Роснефти" - 12%. "Татнефть" и "Башнефть", по мнению эксперта, производство не увеличат. В итоге добыча по стране составит 450 - 455 млн т (плюс 7% к уровню 2003 г. ). Более оптимистичен Евгений Сацков из ИФК "Метрополь" - по его оценке, рост составит 9% , а Павел Кушнир из Объединенной финансовой группы прогнозирует 6,4% , или 452 млн т. Схожие оценки и у самих нефтяников. Представитель компании из первой тройки считает, что по России прирост добычи составит 7 - 8%.
Кушнир напоминает, что в 2004 г. рост нефтедобычи будет происходить с более высокой базы - если в 2003 г. она составляла 379 млн т, то в этом году - 421 млн т. Уже одно это станет причиной некоторого замедления темпов роста. Еще одна причина, считает эксперт, в том, что компании, которые увеличивали добычу за счет применения новых технологий, такие как "ЮКОС" и "Сибнефть", отчасти исчерпали этот ресурс и теперь должны переходить к традиционной схеме - бурить и вводить в строй как можно большее число новых скважин.
Узкое место.
Одной из главных причин снижения темпов роста специалисты называют дефицит инфраструктуры для экспорта нефти. Зимой оба российских нефтепорта - и Новороссийск, и Приморск - работают с перебоями из-за штормов и льдов, жалуется менеджер крупной нефтекомпании. При этом обостряется проблема прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы, где в последний месяц образовались настоящие пробки. "Уже сейчас из-за использования альтернативных экспортных маршрутов транспортные издержки превышают расходы на добычу и переработку нефти, - рассказывает нефтяник. - Это приемлемо при высоких ценах на нефть, но если они опустятся ниже $18 - 20 за баррель, то при транспортной составляющей в $7 - 8 экспортировать по железной дороге будет невозможно". По его мнению, пока не наступили эти тяжелые времена, надо развивать новые трубопроводные проекты, в частности мурманский. Он предусматривает строительство нефтепровода из Западной Сибири и экспортного терминала в районе Мурманска пропускной способностью 50 - 120 млн т нефти в год. Нефтяники хотели строить трубопровод в складчину, без участия государства.
Роберт Дадли, президент и главный управляющий директор ТНК-ВР, согласен с коллегой. "До сих пор "Транснефть" успешно справлялась с задачей устранения узких мест в трубопроводной системе и быстрого расширения терминала в Приморске. Но развитие новых проектов неизбежно поставит перед "Транснефтью" задачу развития транспортной системы", - сообщил он "Ведомостям". ТНК-ВР готова внести свой вклад в расширение трубопроводов, в том числе в развитие независимых проектов. "Мы надеемся, что идея создания новых маршрутов, таких как мурманский проект, получит свое развитие и откроет новые рынки для российской нефти", - говорит Дадли.
Но чиновники не разделяют тяги нефтяников к Мурманску. Замминистра энергетики Владимир Станев сказал "Ведомостям", что сейчас наиболее быстро реализуемым и низкозатратным проектом является расширение БТС и именно ему отдается приоритет. По его мнению, увеличение пропускной способности этой системы до 62 млн т в год (с нынешних 42 млн т) обеспечит потребности в экспорте на ближайшие три года. Даже если не работать над другими новыми проектами и если добыча по-прежнему будет расти высокими темпами, говорит чиновник, проблемы с вывозом нефти могут возникнуть только в 2007 г. По его словам, следующим по важности проектом (не считая таких небольших и малобюджетных, как "Дружба" - "Адрия" и Броды - Одесса) является Ангарск - Находка.
Замминистра иностранных дел Виктор Калюжный считает, что "основной связующей артерией есть и будет Босфор, хотя Турция по-другому смотрит на этот вопрос". По его словам, МИД ведет переговоры с турецкой стороной по проблеме пробок в проливах - например, министр иностранных дел Игорь Иванов обратился по этому поводу к главе МИД Турции. "МИД достаточно твердо и жестко высказал позицию, что такого положения в Босфоре быть не должно", - говорит Калюжный. А нефтяников чиновник упрекнул в том, что они "молчат и не бьют тревогу".
Золотовалютный запас.
Несмотря на замедление роста добычи, практически никто не ожидает снижения доходов у нефтяников. По прогнозу Нестерова из "Тройки Диалог ", нефть останется достаточно дорогой - $25,5 за баррель. "По пяти ведущим компаниям - "ЛУКОЙЛу", "Сибнефти", "ЮКОСу", "Сургутнефтегазу" и "Татнефти" - в 2003 г. выручка, по предварительным подсчетам, составила $57,3 млрд, в 2004 г. она будет примерно на том же уровне", - говорит эксперт. Сацков из "Метрополя" прогнозирует цену нефти в $27 за баррель и некоторое снижение доходов нефтяников из-за укрепления рубля, роста транспортных затрат и более редкого использования компаниями схем оптимизации налогообложения. По его оценке, чистая прибыль "ЮКОСа" снизится на 3% , "Сибнефти" - на 6% , "ЛУКОЙЛа" и "Сургутнефтегаза" - на 20% , "Татнефти" - на 10%. А представитель крупной нефтекомпании считает, что, хотя мировые цены на нефть немного снизятся, доходность в 2004 г. останется на прежнем уровне за счет более высоких внутренних цен, а также потому, что все компании сейчас активно снижают операционные затраты. Оптимистичен и Дадли: "До сих пор мы не наблюдали симптомов того, что нефтяную промышленность ожидает серьезное падение цен". По его словам, деятельность ТНК-ВР планируется так, чтобы успешно работать независимо от колебаний цен.
Но расти так быстро доходы нефтяников уже не будут. После 2004 г. все аналитики прогнозируют снижение темпов роста добычи. Нестеров считает, что в 2005 г. он составит 5,5% , в 2006 г. - 4,4% и снизится до 3% только в 2008 г. По мнению Сацкова, добыча нефти в стране может расти только при условии увеличения экспортных мощностей. А Кушнир говорит, что в 2005 г. рост составит 3,8% , а с 2006 г. - на уровне 2%. Он объясняет это тем, что новые месторождения еще не успеют выйти на промышленные масштабы добычи. Цены, по прогнозам аналитиков, стабилизируются на уровне $22 за баррель нефти Brent.