EADS взял реванш у Boeing


Европейский авиастроительный концерн EADS взял реванш у американской компании Boeing за поражение в тендере на поставку ВВС США самолетов-заправщиков. Консорциум AirTanker во главе с EADS победил в аналогичном конкурсе, организованном Минобороны Великобритании, и теперь получит заказ на $24 млрд.

В понедельник представители Министерства обороны Великобритании официально сообщили руководству AirTanker о победе консорциума в тендере на поставку авиатанкеров. Теперь Минобороны будет вести с консорциумом переговоры, которые могут продлиться несколько месяцев, прежде чем принять окончательное решение о реализации проекта. AirTanker предложил поставить Минобороны заправщики, которые планируется создать на базе пассажирского самолета A330 компании Airbus. 80% -ный пакет акций Airbus принадлежит EADS. Свои услуги консорциум оценил в 13 млрд фунтов стерлингов ($23,75 млрд). Помимо EADS в AirTanker входят британская Rolls-Royce, которая будет поставлять двигатели, и французская Thales, производящая электронное оборудование. Еще один участник группы - британская компания Cobham займется переоборудованием аэробусов. В конкурсе также принимал участие консорциум американской Boeing и британской BAE. Параметры их предложения в Минобороны не раскрывают.

Два года назад EADS и Boeing конкурировали за право получения от ВВС США контракта на поставку 100 самолетов-заправщиков. Летом 2002 г. победа была присуждена Boeing. Однако приступить к выполнению контракта на $20 млрд ей так и не удалось. Сенат выяснил, что одна из сотрудниц ВВС США, Дарлин Друйун, передавала Boeing важную информацию о предложениях EADS. Из-за этого скандала свои посты покинули два топ-менеджера Boeing, включая гендиректора Фила Кондита.

В EADS считают, что AirTanker удалось сделать большой прорыв на рынок военной авиатехники. Компания не только получит сотни заказов и значительную прибыль, но и лишит Boeing фактического статуса монополиста в сегменте самолетов-дозаправщиков. Сотрудничество британских ВВС и AirTanker по контракту продлится более 30 лет. Предполагается, что Минобороны будет выступать арендатором дозаправщиков, которые останутся в собственности участников консорциума.

Впрочем, в Минобороны отмечают, что причиной поражения тандема Boeing - BAE стали не скандалы за океаном, а недовольство сотрудничеством с британской компанией. 23 января Национальная аудиторская служба Великобритании (NAO) представила годовой отчет по военным госзаказам. Выяснилось, что в 2003 г. совокупный бюджет 30 крупнейших проектов вырос на 3,1 млрд фунтов ($5,6 млрд) по сравнению с первоначальной сметой, а сроки реализации проектов увеличились в среднем на девять месяцев. При этом 87% дополнительных затрат и 79% задержек пришлись на четыре проекта, в которых активно участвует BAE. "Нельзя приглашать сантехника, который постоянно затапливает ваш дом", - заявил, комментируя отчет аудиторов, министр оборонных поставок лорд Бах.

BAE признает, что отношения с Минобороны были натянуты. Однако компания подчеркивает, что основные проблемы были улажены в начале прошлого года. "Отчет NAO отражает ситуацию в прошлом, - заявляет представитель BAE. - Разумеется, BAE есть еще над чем работать, и мы это делаем". В первую очередь речь идет о программах создания подводной лодки Astute и патрулирующего самолета Nimrod - проектах, по которым были отмечены наиболее значительные срывы сроков и отклонения от сметы. Чуть лучше организованы два других проекта с участием BAE - по созданию истребителя Eurofighter и ракеты Brimstone. (Использованы материалы FT и DJ, Михаил Мирошниченко. )