Взялись за "дочек" "ЮКОСа"


Правоохранительные органы решили не ограничиваться преследованием владельцев "ЮКОСа" и взялись за менеджеров компании. На днях по обвинению в неуплате налогов был взят под стражу председатель совета директоров входящего в нефтяной холдинг Куйбышевского НПЗ Рафаиль Зайнуллин.

С весны прошлого года правоохранительные органы проводят массовые проверки "ЮКОСа", его "дочек" и других компаний, входящих в Group Menatep. По обвинению в ряде экономических преступлений были арестованы крупнейшие акционеры нефтяной компании - Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. По сообщению "Интерфакса", два других совладельца - Владимир Дубов и Леонид Невзлин - объявлены в розыск. Кроме того, в конце декабря МНС предъявила "ЮКОСу" претензии в неуплате налогов на общую сумму 98 млрд руб. , включая пени и штрафы.

Куйбышевский НПЗ - один из трех самарских заводов "ЮКОСа" и его 100% -ная "дочка". В прошлом году завод переработал 5,5 млн т нефти. По итогам I квартала 2003 г. его выручка составила $10,5 млн, чистая прибыль - $0,4 млн.

Как рассказал "Ведомостям" сотрудник Главного управления по налоговым преступлениям (ГУНП) МВД России, Рафаилю Зайнуллину были предъявлены обвинения по статье 199, часть 2 Уголовного кодекса - "уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупных размерах", предусматривающей лишение свободы на срок от двух до семи лет. По словам собеседника "Ведомостей", Зайнуллину вменяется в вину тот факт, что, будучи директором Куйбышевского НПЗ, он сдал перерабатывающие мощности завода в аренду некой фирме, зарегистрированной в зоне льготного налогообложения - ЗАТО г. Озерск (Челябинская область). Следователи считают, что, получив таким образом льготы по уплате акцизов, Куйбышевский НПЗ только за 1999 г. недоплатил в бюджет акцизы на сумму 67,6 млн руб.

Самарский адвокат Сергей Киринский уточняет, что уголовное дело против Рафаиля Зайнуллина было возбуждено еще в ноябре прошлого года. Тогда же с менеджера была взята подписка о невыезде. А на этой неделе Главное следственное управление ГУВД Самарской области обратилось в Октябрьский районный суд с ходатайством о его заключении под стражу, которое немедленно было удовлетворено. Прямо из зала суда Зайнуллина увезли в единственный в городе изолятор временного содержания (ИВС N 1).

Киринский уверен, что его подзащитного арестовали незаконно. "Судья мотивировал решение тем, что Зайнуллин может оказать влияние на работников Куйбышевского НПЗ, - рассказывает он. - Но этот довод ничем не подтвержден, и следователь не ставил этот вопрос". По мнению адвоката, судом была нарушена статья 108 УК, по которой человек может быть арестован при невозможности применения к нему иной, более мягкой меры пресечения. Сотрудник МВД на это отвечает, что у следствия были основания опасаться, что экс-директор Куйбышевского НПЗ скроется от следствия. Киринский же указывает на то, что Зайнуллин с момента открытия уголовного дела не укрывался от допросов, постоянно проживал в Самаре, да к тому же является пенсионером и инвалидом второй группы.

Действия суда и ГУВД Самарской области Сергей Киринский расценивает как "желание с помощью ареста оказать прямое давление на Зайнуллина с целью получения показаний, изобличающих руководство "ЮКОСа". Адвокат не исключает, что в ближайшее время под стражу могут быть также заключены руководители Сызранского и Новокуйбышевского заводов, в отношении которых возбуждены аналогичные дела, касающиеся деятельности предприятий в 1999 г. Представитель МВД заявил "Ведомостям", что не располагает такой информацией.

В "ЮКОСе" все претензии следователей называют несостоятельными. "По закону самарские заводы на период действия договоров аренды плательщиками акцизов не являлись. Так какие могут быть к ним претензии? - говорит представитель компании. - Пусть следствие разбирается с фирмами-арендаторами и с них же взыскивает деньги".

"Следователи, видимо, осознают слабость доказательной базы в деле "ЮКОСа" и хватают всех подряд в надежде найти какие-то новые улики", - полагает директор Центра политических технологий Игорь Бунин. По его мнению, такая тактика правоохранительных органов может негативно сказаться на деятельности нефтяной компании, так как может привести к массовому оттоку ее менеджеров. "Работать в "ЮКОСе" в таких условиях действительно становится опасно, поскольку неясно, кто еще попадется в эти широко расставленные сети", - резюмирует эксперт.

Пока оттока кадров из компании не наблюдалось. "По моим сведениям, совсем недавно два человека вышли на работу в региональные отделения "ЮКОСа", причем на достаточно высокие позиции, - говорит управляющий партнер хедхантинговой компании "Росэксперт" Сергей Мартянов и добавляет: - Во многих компаниях люди работают, зная, что, возможно, в какой-то момент им придется покинуть страну, и сознательно рискуют за хорошие деньги". Однако, отмечает Мартьянов, в случае ухода из "ЮКОСа" топ-менеджеров найти им замену будет очень тяжело.