В пользу монополиста
Вчера городская администрация выставила на торги 157 мест для размещения наружной рекламы. Победители аукциона еще официально не объявлены, но участники рекламного рынка уверены, что выиграют агентства, подконтрольные крупнейшему национальному оператору NewsOutdoor Russia, что лишь усилит и без того высокую степень монополизации местного рынка.
По данным муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода", в городе насчитывается более 3000 рекламных мест, из них около 600 - крупные конструкции. Стоимость аренды земли под самыми популярными конструкциями - щитами 3 х 6 м - составляет 20 000 руб. в год, а разрешение на установку рекламного щита - 600 руб. Рекламные агентства, в свою очередь, сдают одну сторону щита за $400 - 800 в месяц. Ежегодный объем рекламного рынка в Нижнем Новгороде, по разным оценкам, составляет от $3 млн до $5 млн.
Крупнейшим игроком нижегородского рынка наружки является компания NewsOutdoor Russia, которая через ООО "Ректайм", ООО "Россерв", ООО "АНЖ", ООО "Рим-НН" и ООО "Нижновреклама" контролирует, по данным компании "Эспар Аналитик", более 70% рекламных мест Нижнего Новгорода.
Вчера состоялся аукцион, на котором было продано право аренды 77 мест для размещения конструкций под наружную рекламу. Запланированный на тот же день конкурс, где выставлялось 80 мест со стартовой ценой 2,3 млн руб. , не состоялся по причине наличия только одного участника, два агентства отозвали свои заявки. На аукцион было выставлено пять лотов от 10 до 20 мест (транспаранты-перетяжки, щиты 2 х 3 м и 6 х 3 м) со стартовой ценой от 200 000 до 500 000 руб. за лот. Администрация намеревалась выручить не менее 1,6 млн руб. В торгах приняли участие 10 нижегородских рекламных агентств.
Вчера вечером итоги конкурса еще не были объявлены. Новый директор МУЧ "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" Дмитрий Живулин, назначенный в конце 2003 г. , сказал, что городской бюджет получит от аукциона 13,57 млн руб. , которые будут поступать в казну в течение семи лет. Имена победителей будут объявлены через два дня, после утверждения мэром итогов торгов. По его словам, в конкурсе принимали участие все крупнейшие рекламные агентства, в том числе "Ректайм" и "Россерв". Живулин отметил, что в этом году будет проведено еще несколько аукционов.
По оценкам чиновников, доходы бюджета от аренды рекламных конструкций составляют 5 млн руб. в год (без учета дохода от конкурсов). Председатель КУГИ Алексей Ляпин считает, что от проведения аукционов бюджет может получать ежегодно до 50 млн руб.
Однако нижегородские рекламисты жалуются, что пробиться на городской рынок наружки становится все труднее и труднее. Директор РА "Слово" Евгений Тихонов говорит, что его агентство сознательно не принимало участия в торгах, так как "победитель был известен заранее". Менеджер отметил, что пытался изменить ситуацию, обратившись к мэру Нижнего Новгорода. "[Мэр Нижнего Вадим] Булавинов сказал мне, что городу нужны деньги и агентства-монополисты их платят, - говорит Тихонов. - В итоге небольшие рекламные агентства оказались выброшенными с рынка". Гендиректор одного из агентств, пожелавший остаться неназванным, говорит, что "Рекламная служба" упрощает себе работу и не думает об интересах средних и мелких предпринимателей. Он полагает, что мелкие агентства не смогут нарушить сложившуюся монополию даже с помощью законодательства, потому что несколько лет назад, когда они пытались это сделать, их "сильно били, и синяки еще не прошли".
Руководство РА "Россерв", "Ректайм" и "АНЖ" вчера было недоступно для комментариев.
Аналитики рынка наружной рекламы считают, что сложившаяся в Нижнем Новгороде монополия может быть нарушена только в случае прихода другого крупного монополиста, чего пока не предвидится. "Трудно найти компанию, которая сразу может создать конкурентное предложение", - говорит заместитель гендиректора исследовательской компании в области наружной рекламы "Эспар Аналитик" Александр Корягин. По его словам, монополизация рекламного рынка - это особенность Нижегородской области. "В Нижнем цены на аренду рекламных конструкций выше, чем в других регионах округа, так как здесь почти нет прироста числа рекламных конструкций", - считает Корягин.
В МАПе сообщили, что итоги распределения рекламного рынка между агентствами будут подведены только в марте, когда фирмы представят результаты своей деятельности. Консультант НТУ МАП Ольга Швецова отметила, что прошлогодняя проверка нарушений антимонопольного законодательства не выявила. В МАПе не смогли обнаружить аффилированность агентств "Россерв", "Ректайм" и "АНЖ".
Источник, близкий к прежнему руководству МУЧ, говорит, что аукцион был "проведен для своих". Он отмечает, что щиты формата 2 х 3 м не интересны крупным рекламодателям, которые сейчас переходят на формат 10 х 12 м и более, но впоследствии их, возможно, заменят на более крупные рекламные конструкции. Поэтому агентства, подконтрольные NewsOutdoor Russia, по словам источника, выкупят эти места, чтобы сохранить монополию на рынке.
НАСТУПЛЕНИЕ В СУПЕРМАРКЕТАХ: Компании NewsOutdoor Russia и розничная сеть "Седьмой Континент" заключили договор об эксклюзивном праве News Outdoor на размещение POS-материалов внутри магазинов сети с 1 января 2004 г. Помимо "Седьмого континента" партнерами компании являются на сегодняшний день сети "Рамстор", "Перекресток" и Metro Cash & Carry. NewsOutdoor Russia планирует заключить подобные договоры с другими крупными розничными сетями и торговыми центрами.