Взлет Ariane
Усилия европейских государств, стремящихся превратить Европу в самостоятельную силу в области космических исследований, начинают приносить плоды. В прошлом году европейский космический проект Ariane впервые за четыре года вышел на уровень безубыточности.
На прошлой неделе Жан-Ив ле Галль, генеральный директор аэрокосмической компании Arianespace, оптимистически оценил будущее Ariane, включая долгосрочную финансовую перспективу проекта. Между тем еще в конце 2002 г. после неудавшегося первого запуска новейшей ракеты Ariane ле Галль утверждал, что без правительственной поддержки проект может оказаться на грани провала. В мае прошлого года министры европейских стран согласились выделить на развитие Ariane более 1 млрд евро в течение пяти лет. Более трети этой суммы пойдет на возобновление программы по запуску ракеты Ariane 5 ECA высокой грузоподъемности. Ракета будет оснащена модернизированным двигателем Vulcain 2.
Мероприятия по сокращению затрат позволили руководству Arianespace в прошлом году свести убытки компании к нулю. Правда, по словам ле Галля, доходы при этом также резко упали: если в 2002 г. они составляли 1,4 млрд евро, то в 2003 г. они не превысили 550 млн евро. Ле Галль считает, что в ближайшем будущем компании удастся стабилизировать свои доходы на уровне 1 млрд евро, осуществляя порядка семи ракетных запусков в год.
В прошлом году четыре ракеты Ariane были запущены с принадлежащего Франции космического центра в южноафриканской Французской Гвиане. К концу 2006 г. компания планирует в рамках партнерства с Россией также наладить запуск с космодрома в Гвиане ракет "Союз", ранее запускавшихся с Байконура.
Во второй половине 2004 г. Arianespace планирует добиться от своих акционеров новых вливаний, которые позволят увеличить собственный капитал компании до 150 млн евро и оздоровить финансовый баланс. При этом в структуре собственности Arianespace возможны изменения. Как ожидается, французское космическое агентство CNES уступит свой пакет в 33% европейскому агентству EADS.
В рамках реструктуризации правительства европейских стран в числе прочего должны будут в течение пяти лет предоставить компании около 960 млн евро на покрытие фиксированных затрат, связанных с более ранней программой, выполненной Arianespace. Ведущим подрядчиком для разработки, производства и сборки ракет для Ariane в дальнейшем будет EADS. Это агентство контролирует 27% акций Arianespace, в том числе через свое космическое подразделение Astrium.
По словам ле Галля, заключенные не так давно контракты с Boeing и Mitsubishi Heavy Industries помогут Arianespace обеспечить своевременность запланированных коммерческих запусков. (FT, 7. 01. 2004, Александр Сафин)