ИНТЕРВЬЮ: Александр Самонов, президент торгового дома "Копейка"


В прошлом году большинство упоминаний Торгового дома "Копейка" в "Ведомостях" было связано с ее "разводом" с НК "ЮКОС", контролировавшей компанию. Совладельцы так и не договорились, что считать для "Копейки" приоритетом - розничные магазины, на чем настаивали основатель и президент "Копейки" Александр Самонов и два его компаньона, или мини-маркеты на АЗС, которые интересовали нефтяников. Так и не придя к компромиссу, в августе "ЮКОС" решил выйти из бизнеса, и Самонов весь август и сентябрь 2003 г. искал покупателя на его долю. Его выбор удивил многих. Новым совладельцем "Копейки" стала связанная с "ЛУКОЙЛом" финансовая корпорация "НИКойл". О своих отношениях с новым партнером и планах Самонов рассказал "Ведомостям".

- В чем отличие вашего альянса с "НИКойлом" от альянса с "ЮКОСом"?

- Если говорить о наших отношениях с "ЮКОСом" в первые полгода после создания ООО "ТД "Копейка", то практически ничем. Тогда нам говорилось, что "ЮКОС" - это финансовый инвестор, которого интересует только доходность на вложенный капитал - и больше ничего.

- Но потом альянс с "ЮКОСом" закончился разводом. Почему вы думаете, что с "НИКойлом" не повторится та же ситуация?

- "НИКойл" - это, конечно, "дочка" "ЛУКОЙЛа", но все-таки не он сам. К тому же теперь нет той неопределенности, которая была характерна для наших отношений с "ЮКОСом". У нас утвержден бизнес-план. У "НИКойла" совершенно четкие ожидания от этого альянса. Мы оба говорим о розничной торговле продуктами. Бизнес, которым вы занимаетесь, говорят в "НИКойле", сегодня интересен, перспективен, поэтому вы им и продолжайте заниматься. У "НИКойла" очень деловой настрой, я полностью доволен партнером.

- Это правда, что вам было предложено организовать торговлю на АЗС "ЛУКОЙЛа" сразу после приобретения "НИКойлом" доли в "Копейке"?

- Действительно, вскоре после закрытия сделки с "НИКойлом" [президент группы "НИКойл"] Николай Цветков предложил мне встретиться с первым заместителем президента "ЛУКОЙЛа" Дмитрием Тарасовым. Там была поднята эта тема. Но никаких конкретных договоренностей еще нет - мы ведем консультации, чем можем быть полезны друг другу.

Безусловно, какие-то параллели между нашими отношениями с "ЮКОСом" и "НИКойлом" при желании найти можно. Но есть несколько принципиальных отличий. Во-первых, "НИКойл" - это не "ЛУКОЙЛ". У него задача, как мне говорил сам Николай Цветков, - рост капитализации "Копейки", доходности на вложенный капитал, рентабельности и т. д. У них чисто экономический интерес. Во-вторых, теперь у партнера и у нас равные доли - по 50% , и это обстоятельство в корне меняет характер отношений. Для решения любой стратегической задачи в рамках нашего партнерства необходимо согласие обеих сторон, ведь большинства нет ни у кого. Я думаю, это обстоятельство будет подталкивать к достижению взаимных договоренностей, а не к диктату большинства. Просто так скомандовать нам "Идите на заправки! " уже нельзя. Да и ведет себя "НИКойл" куда более корректно.

- Несмотря на равные доли в "Копейке", в совете директоров частным акционерам принадлежат три места, "НИКойлу" - четыре. Кто был инициатором такого распределения мест?

- Предложили они. Но мы были не против, посчитав, что это разумно. Напрямую представители "НИКойла" в оперативном управлении не участвуют, они участвуют в стратегическом планировании. Здесь ответ простой. Поскольку частные участники (Самонов, Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. - "Ведомости") являются одновременно и менеджерами, у нас нет острой необходимости иметь в совете большинство. По степени воздействия на управление компанией наши три места равноценны четырем местам "НИКойла".

- Недавно вместе с представителями "НИКойла" вы вошли в наблюдательный совет банка "УралСиб". Для чего? Говорят, что теперь во всех "Копейках" откроются пункты "УралСиба". ..

- Для меня самого это предложение "НИКойла", а потом и избрание в совет было несколько неожиданным. Я только из газет узнал, что меня выбрали, ни в одном его заседании еще не участвовал. Насчет планов кооперации "Копейки" с "УралСибом" я пока ничего не слышал.

В качестве члена наблюдательного совета я буду выражать волю и интересы избравших меня акционеров банка. Ведь у меня нет опыта банковской деятельности.

- Как долго "НИКойл" собирается участвовать в бизнесе "Копейки"?

- После выкупа доли "ЮКОСа" представители "НИКойла" говорили: "Мы к вам заходим не на полгода", но четких сроков названо не было. Думаю, "НИКойл" выйдет из проекта только тогда, когда текущая доходность "Копейки" станет ниже, чем у других его проектов. По моим расчетам, она начнет снижаться не раньше 2007 г. , но и не позже 2009 г. Именно в эти годы произойдет насыщение розничного рынка в Москве.

- На какую доходность "Копейки" они рассчитывают до тех пор?

- В бизнес-план заложена доходность 30% годовых.

- После выхода "ЮКОСа" на рынке заговорили о том, что вы собираетесь продать "НИКойлу" всю свою долю и уйти из розничного бизнеса. Это так?

- Нет, это вымысел, не имеющий под собой никаких реальных оснований. Возможно, появление этих слухов связано с тем, что в сентябре "ЮКОС" освободил меня от должности президента ТД "Копейка". Тогда я действительно никаких постов в "Копейке" не занимал и формально полтора месяца был безработным. Но после сделки с "НИКойлом" я восстановлен в должности, по-прежнему являюсь участником ООО и продавать свою долю не планирую.

- А вы оговаривали с "НИКойлом" возможность продажи доли одного участника "Копейки" другому?

- В принципе, да. Ни они, ни мы, в принципе, не возражаем против покупки или продажи какой-то части своих долей. Сейчас мы работаем над документами, регламентирующими внутренние сделки с долями.

- После сделки с "ЮКОСом" вы говорили, что в 2004 г. ТД "Копейка" станет открытым акционерным обществом. Эти планы остаются в силе?

- Мы по-прежнему планируем перевести "Копейку" в открытое акционерное общество. "НИКойлу" важно знать рыночную стоимость того, что они купили. Для нас, частных участников, это тоже важно. Это главный аргумент в пользу изменения формы компании. Но мы рассчитываем также и на привлечение дополнительных средств и связанный с ними дополнительный рост [стоимости компании].

Ориентировочные сроки смены юридической формы - III квартал. Количество акций для свободного обращения также пока не определено. Тем не менее еще до изменения формы мы с начала этого года начнем предоставлять всю отчетность в формате ОАО: открыто публиковать данные о состоянии сети, озвучивать основные направления деятельности и т. д.

- Изменилась ли после сделки с "НИКойлом" структура управления компании, ее собственная структура?

- Нет, ничего не поменялось. Как была холдинговая компания ООО "Торговый дом "Копейка", у которой было несколько 100% -ных дочек ( "Копейка-Москва", "Копейка-девелопмент-Москва", "Совтранскарго", "Копейка-Самара", "Копейка-девелопмент-Самара") , так все и осталось. В организационном плане тоже ничего не поменялось. Единственное, у нас появился новая позиция - директор по стратегическому развитию. Им стал представитель "НИКойла" Юрий Попадьин. Сфера его ответственности - взаимодействие с "ЛУКОЙЛом" и "НИКойлом", сделки по слиянию и поглощению и т. д. Это единственное изменение.

- Означает ли появление у вас директора, курирующего сделки по слияниям и поглощениям, что в 2004 - 2005 гг. вы готовитесь к крупным покупкам?

- Да, такие намерения появились. От "НИКойла" поступило предложение: "Давайте посмотрим на других ритейлоров. Может, кого-то из них стоит и можно купить? " Они же предложили, чтобы это направление курировал их человек. Но я бы не ставил жестких временных рамок - в 2004 г. мы совершим первую покупку или в 2008 г. Нас интересуют все дискаунтерные сети, которые меньше нас, - "Авоська", "Продмак", "Геркулес", "Планета" и др. Со всеми ними мы ведем переговоры. Но каких-то конкретных договоренностей о покупке, тем более подписанных документов у нас нет.

- А в регионах когда планируете начать покупки? На рынке вас считают фактическим собственником тверской сети "Антек" и екатеринбургской "Монетки". ..

- Это тоже слухи. Мы знакомы с каждой из этих компаний, встречались когда-то. Но сейчас мы отказались от региональных амбиций. В бизнес-плане на ближайшие пять лет мы свою территорию ограничили Москвой, Московской областью и сопредельными областями в радиусе не более 300 км от Москвы. Мы даже заморозили самарский проект, запущенный в 2002 г. На наш взгляд, сегодня целесообразней сконцентрироваться на освоении именно Москвы.

- Вы - один из идеологов и президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Насколько она оправдывает ожидания своих учредителей?

- За два года мое мнение не изменилось: должна быть организация профессиональных участников розничного рынка, которая бы взяла на себя лоббирование изменений в нормативно-правовом регулировании нашей отрасли. Там море положений, которые портят жизнь ритейлорам и которые надо менять. Например, у нас до сих пор не решен вопрос о списании на издержки расходов от хищений, естественной убыли, брака и т. д. Сейчас списание происходит из чистой прибыли. Этот объем составляет в разных компаниях в среднем 0,5 - 2% от оборота, из прибыли вычитаются миллионы долларов. При этом нигде в мире такой практики нет.

Или взять лицензирование торговли ликероводочными изделиями. Сегодня, чтобы получить лицензию, нужно иметь в магазине кнопку вневедомственной охраны. Откуда такая трогательная забота о нашей водке? В каждом магазине есть своя служба охраны. Это я перечислил еще самые незначительные проблемы.

- С момента создания АКОРТ в 2001 г. число ее членов сократилось вдвое, с 21 до 10 компаний. Может, другие ритейлоры не разделяют ваши цели?

- Любопытно, что большинство из ушедших откололись сразу в 2001 - 2002 гг. , сославшись на слишком высокий членский взнос. Это смешно! Размер взноса - $10 000 в год. На самом деле, я думаю, не все коллеги осознают, что надо вести комплексную, целенаправленную, последовательную политику в отстаивании интересов отрасли. Именно отрасли, а не "Копейки" или, скажем, "Перекрестка", "Пятерочки" или кого-то еще. Ведь многие проблемы у нас общие. Бюрократические "новации" повышают наши издержки, а это отражается на ценах.

- Возможно, многие игнорируют АКОРТ потому, что не видят будущего на розничном рынке. ..

- Возможно. По моим прогнозам, в 2004 - 2008 гг. число сетей сократится в разы. Например, в нашем сегменте "экономических магазинов" в России будут 3 - 4 компании, все остальные будут поглощены.

- А усиление крупных операторов путем слияния возможно?

- Вряд ли это произойдет раньше 2005 - 2006 гг. Слияния возможны, когда компании станут прозрачными, а их бумаги будут котироваться на бирже. Тогда будет понятно, каким хотя бы должен быть коэффициент обмена. Сегодня таких объективных критериев оценки стоимости компании нет. Поэтому торговля будет концентрироваться за счет поглощений.

- В 2003 г. в Москве вдруг перестала быть актуальной тема прихода глобальных ритейлоров и захвата ими рынка. Как вам кажется, почему?

- По-моему, российские розничные сети по многим параметрам - технологичности, маркетинговым подходам, уровню и качеству обслуживания - очень близки к иностранным операторам. Недавно я был в Германии, где посмотрел дискаунтерные сети Aldi, Plus, Lidl. Мы сегодня абсолютно нормально смотримся на их фоне. Пройдет 2 - 3 года, и покупатель их вообще не сможет отличить. Мы очень быстро растем и приближаемся к ним. Одно из сильнейших мест наших сетей в том, что зачастую владельцы являются и менеджерами. Мы голодные, амбициозные, готовы работать едва ли не сутками. Там у менеджмента мотивация к росту гораздо слабее.

О КОМПАНИИ: ООО "Торговый дом "Копейка" было создано в июне 2002 г. на базе ООО "Фелма", оператора сети "Копейка". В октябре 50,5% долей "Копейки" были выкуплены у НК "ЮКОС" ФК "НИКойл" и частными участниками ООО. На данный момент 50% долей торгового дома принадлежат "НИКойлу", 30% - президенту Александру Самонову, по 10% - гендиректору ООО "Копейка-Москва" Сергею Ломакину и директору по логистике ООО Артему Хачатряну. Сеть "Копейка" насчитывает 45 магазинов. Оборот в 2003 г. составил $265 млн, прибыль до уплаты процентов по кредитам, налогообложения и амортизации (EBITDA) - $18 млн.

БИОГРАФИЯ: Александр Васильевич Самонов родился 26 сентября 1961 г. в г. Петропавловске Северо-Казахстанской области. В 1981 г. окончил автотранспортный техникум Сургута. С 1983 г. занимал различные должности в транспортном предприятии "Трестзапсибэнергострой" (Сургут) , откуда в 1990 г. уволился в должности заместителя начальника. В 1989 г. занялся частным предпринимательством, в 1992 г. переехал в Москву. С 1998 г. - один из основателей и гендиректор, а с 2002 г. - президент ООО "Фелма" (ныне ООО "Торговый дом "Копейка") , оператора сети "Копейка".