Анекдот за закрытой дверью


Пьеса пожилого итальянского драматурга Луиджи Лунари начинается как анекдот. Встретились в одной комнате бабник, десантник и профессор.

Ключевое слово в анекдоте - комната. Она представляет собой нечто среднее между комнатой смеха и комнатой ужасов. В ней ежеминутно происходит что-то сверхъестественное. За одним ее окном идет дождь, за другим - светит солнце. Двери открываются, когда захотят. Любой шкаф - только тронь - воет сигнализацией. Холодильник оказывается модернизированным вариантом скатерти самобранки, снабжая героев всем, чего они ни пожелают. Звучит это занимательно, но на деле неимоверно затягивает экспозицию. Битый час, вплоть до самого антракта, герои только и делают, что выясняют необыкновенные свойства своего обиталища.

Во втором акте выясняется, что автор читал "За закрытой дверью" Сартра, и сразу становится скучно. Начинается мистика, актеры принимаются таращить глаза, делая вид, что им очень страшно. На столе оказывается телефонный справочник Сингапура, в котором герои с ужасом обнаруживают свои имена и фамилии наряду с фамилией Шекспира и прочих умерших знаменитостей. Страшное подозрение закрадывается в их души. А тут еще появляется уборщица, которая роняет загадочные реплики, заставляющие предположить, что она является воплощением самого Господа Бога. Впечатлительные герои начинают исповедоваться и плакать ей в синий халат.

Совсем недавно Роман Козак прицельно выбрал материал для своего "Наваждения": нет никакого сомнения в том, что пожилые тетеньки еще годами будут набивать полные залы на этом спектакле и обливаться слезами над вымыслом Александра Галина. С пьесой Лунари он допустил странный промах. Если простенькие шуточки в начале зал воспринимает неплохо, то второй акт становится для публики чистым мучением. Партер заходится в кашле и не желает хлопать, даже когда свет гаснет и история про "божественное" благополучно заканчивается.

Вероятно, Козак пал жертвой вялотекущей пропаганды, убеждающей нас в том, что в России происходит религиозный ренессанс и граждане страшно интересуются проблемами жизни после смерти и воздаяния за грехи. Но повальный бронхит партера этот предрассудок развеивает. Россия остается глубоко атеистической страной. Даже самым популярным шоуменам не удается продвинуть на местный рынок христианские брэнды. Мистические переживания героев невозможно оценить человеку, который в детстве не ходил каждое воскресенье в церковь. Хит Лунари уже переведен на 15 языков, но на русском его проповеди звучат еще неубедительнее его шуток.

Если вам нравится "Академия смеха", просмотр "Трое на качелях" вам тем более противопоказан. Актеры, гениально сыгравшие в evergreen хите Козака, ушли в "академический" отпуск. Николай Фоменко (Командор) хрипит, как тромбон на похоронах. Андрей Панин (Капитан) был бы смешон, если бы не жуткая дикция: на малой сцене она не замечалась, на большой - становится просто катастрофой. Приглашенный третьим Александр Феклистов (Профессор) скучливо перебирает все штампы, бесплатно прилагающиеся к амплуа рассеянного профессора.

Впрочем, режиссер оставил для себя запасной выход. Даже два. Согласно его замыслу тройка нападающих Фоменко - Панин - Феклистов каждый раз меняются ролями. И если вам не понравилось, как Фоменко в роли бабника-командора эксплуатирует свои штампы эпохи "Империи страсти", а Феклистов изнывает от скуки, в сотый раз в своей карьере изображая интеллигента, то вы можете еще раз прийти в Театр Пушкина и проверить, не лучше ли удается Феклистову ловелас, а Фоменко - интеллигент. Только стоит ли эксперимент тысячи рублей? Это ведь не "Академия смеха".