Москвичи накормят провинцию


В 2003 г. продуктовым ритейлорам удалось обойти непродовольственные сети по количеству вновь освоенных регионов и числу открытых в провинции новых магазинов. По оценкам экспертов, в наступающем году эта тенденция усилится и количество "московских" супермаркетов в регионах удвоится.

До 2003 г. монополией на освоение регионов обладали непродовольственные сети. Каждая из сетей, торгующих электроникой, располагала магазинами минимум в 2 - 3 городах-миллионниках, а у "подарочных" сетей "Красный куб" и "Мульти" к началу уходящего года в регионах насчитывалось до 10 точек. Достижения продуктовых ритейлоров были гораздо скромнее: по одному "Перекрестку" и "Патэрсону" в Петербурге, несколько "Пятерочек" в Воронеже и около 20 "Дикси" в Петербурге и Челябинске.

Между тем, по мнению директора по развитию Sun Retail Group Александры Славянской, определение "московский магазин" - лучшая реклама супермаркета для регионального потребителя. По мнению аналитика Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексея Кривошапко, ритейлоры не спешили пользоваться этим, пока были резервы развития в Москве. "Если 1,5 - 2 года назад в Москве средняя наценка могла составлять 25 - 30% , то в 2003 г. она упала до 22% - за год ритейлоры потеряли 10% прибыли", - говорит Славянская из Sun Retail Group. Кривошапко добавляет: "Если в 2002 г. на сети приходилось 13% продуктового товарооборота столицы, то в 2003 г. - уже 18%. Ритейлоры просчитывают ситуацию вперед и понимают, как сложно будет им через 2 - 3 года". Еще одна причина интереса сетей к регионам - дефицит площадей в Москве, добавляет глава "Патэрсона" Константин Мауергауз.

Лучших результатов по числу освоенных в 2003 г. регионов достигла "Пятерочка". У нее появились франчайзи в Волгограде, Ульяновске, Екатеринбурге, Перми и других городах. А наибольшую "агрессивность" при выходе в регионы показал, по оценке участников рынка, "Патэрсон". Летом в Казани "Патэрсон" предложил застройщику за магазин на 25% больше, чем соглашался заплатить "Рамстор". Кроме того, сеть подписала договоры об аренде помещений с "Детским миром", компаниями "Л'Этуаль" и "Корстон". Она будет арендовать у них помещения в регионах. А "Рамстор" подписал аналогичный договор об открытии супермаркетов с Межбанковской инвестиционной группой (МИГ).

Для "Перекрестка" начало и конец года ознаменовались крупными региональными сделками. В апреле "Перекресток" купил гипермаркет в Самаре площадью 8000 кв. м (по оценкам ОФГ, стоимость сделки составила $10 - 12 млн) , а в декабре выкупил около 75% акций нижегородской сети Spar. Покупка сети, владеющей четырьмя супермаркетами и лицензией на марку Spar в Волго-Вятском регионе, по оценке ОФГ, обошлась в $14 - 16 млн.

Практически все крупные сети уже озвучили амбициозные планы на следующий год. По словам Мауергауза из "Патэрсона", в 2004 г. сеть планирует открыть в регионах около 22 магазинов, тогда как в московском регионе - всего семь. Гендиректор "Перекрестка" Александр Косьяненко неоднократно подчеркивал, что регионы - приоритетное направление для сети. Вице-президент "Пятерочки" Феликс Стетой также говорит, что "Пятерочка" продолжит поиск региональных партнеров.

Торопиться в регионы приходится не только из-за нехватки магазинов в Москве, но и из-за стремления опередить конкурентов. По оценке Сергея Гаранина, вице-президента девелоперской компании "Время", в регионах зарплаты в 3 - 4 раза ниже, чем в Москве. Поэтому рассчитывать на хороший бизнес может только тот, кто пришел первым и снял все сливки, говорит он.