СТРАХОВОЙ РЫНОК: Рынок страхования от терактов больше не растет
Террористические акты 11 сентября 2001 г. нанесли крупнейший единовременный ущерб за всю историю рынка страхования и перестрахования, его размер оценивается примерно в $50 млрд. Однако даже одна из крупнейших трагедий в истории человечества не могла изменить рынок страхования от терактов.
В этом году одна из крупнейших страховых компаний США - Aon, в штате которой числятся бывшие сотрудники спецслужб и военные, впервые составила мировую карту террористических рисков. (Опыт такого анализа у Aon уже есть: в течение 10 лет она составляет карту политических рисков, что помогает ей оценивать вероятность событий, которые могут повлиять на ее страховую деятельность. ) По расчетам Aon, "высокий уровень риска", связанного с вероятностью терактов, характерен для США, России и большинства стран Западной Европы.
Атака на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке произошла как раз в то время, когда страховщики начали повышать премии, чтобы компенсировать потери из-за спада в секторе в конце 1990-х гг. Тогда страховой бизнес столкнулся с двумя проблемами. Приток капитала в сектор привел к снижению премий до такого уровня, что осуществлять деятельность стало просто нерентабельно. А в 2000 г. начался кризис на мировом фондовом рынке, из-за чего страховщики стали нести огромные убытки по своим инвестиционным портфелям. После 11 сентября страховщики резко повысили премии, а также ограничили уровень покрытия ущерба; зачастую это делалось за счет исключения терактов из списка рисков при страховании собственности.
Согласно исследованию британской Ассоциации страховых и риск-менеджеров в промышленности и торговле, 76% страхователей Великобритании недовольны теми возможностями, которые страховщики предлагают для покрытия ущерба, 77% - стоимостью полиса, а 41% опрошенных за последние два года сменили основного страховщика.
Майкл Резерфорд, начальник отдела политических рисков Marsh, ведущей мировой страховой брокерской фирмы, утверждает, что сейчас на страховом рынке сформировался отдельный сегмент по страхованию террористических рисков. Сразу после терактов премии были очень высоки. Но после прихода в сегмент страхования от терактов таких гигантов, как AIG, Ace, Berkshire Hathaway, а также бермудской компании Axis, "ставки начали падать, а конкуренция повысилась", говорит Резерфорд. "Дать средние оценки [премий] трудно. Но, например, в Саудовской Аравии они составляют 0,25 - 0,5% в год от страхуемой стоимости здания", - отмечает он.
Аналитическая группа Conference Board недавно провела исследование расходов американских компаний на корпоративную безопасность после 11 сентября. Издержки на страхование выросли по сравнению с 2001 г. в среднем на 33% , удвоились они примерно у 20% компаний. Транснациональные корпорации понесли самые высокие издержки. А больше половины компаний столкнулись с проблемами при страховании офисов, расположенных в городе.
Хотя в первый год после терактов спрос на страхование от терактов со стороны компаний был чрезвычайно высок, сейчас интерес к защите от подобных рисков упал. Исследование Совета страховых агентов и брокеров США выявило, что менее 20% компаний решили застраховать террористические риски после принятия в конце 2002 г. Акта о страховании террористических рисков (TRIA). По закону страховые компании обязаны включать в список своих услуг покрытие данного вида рисков. По оценке рейтингового агентства Moody's, ни одна американская страховая компания не предлагает сейчас покрытия по всему спектру террористических рисков, включая ядерные, биологические и химические. "TRIA обеспечивает минимизацию потерь от террористических атак с применением оружия массового поражения. Однако компании, занимающиеся страхованием имущества и от несчастных случаев, крайне осторожно берут на себя эти риски".
Индустрия авиаперевозок также пострадала от событий 11 сентября, так как страховщики отказали в возмещении ущерба третьим лицам по военным и террористическим рискам, уведомив об этом страхователей за семь дней.
Все - авиакомпании, страховщики и правительства - старались справиться с новыми рисками. Авиакомпании и аэропорты не прекратили свою деятельность лишь потому, что правительства всего мира стали выступать как страховщики в последней инстанции. В прошлом году Еврокомиссия объявила, что улучшения на рынке страхования авиатранспорта позволяют отменить государственные гарантии. Однако Ассоциация европейских авиалиний (AEA) недавно заявила, что рынок страхования ответственности авиаперевозчиков по военным и террористическим рискам все еще неустойчив. И страхового покрытия может оказаться недостаточно, если случится еще одна масштабная катастрофа.
В качестве аргумента европейские авиаперевозчики приводят тот факт, что правительство США расценивает военные и террористические риски как риски государственного уровня, которые несут угрозу безопасности страны. Ожидается, что программа страхования террористических рисков, которую проводит Федеральное управление авиации США, останется в силе до 2006 г. Европейский же сектор авиаперевозок не имеет должной поддержки со стороны государства при страховании террористических рисков. Авиакомпании Старого Света тратят ежегодно около $750 млн на страховые полисы весьма низкого качества. (FT, 3. 12. 2003, Михаил Мирошниченко)