Чудо-доктор ICN


В России создается третья по количеству розничных точек аптечная сеть. Как стало известно "Ведомостям", она получится в результате объединения "Аптек ICN" с сетью "Чудо-доктор", а партнером Millhouse Capital и "Профит Хаус" в этой компании станет владелец парфюмерно-косметической сети "Л'Этуаль" Максим Климов.

Участники фармацевтического рынка ждали этого объединения с конца июня - после того, как инвестиционная компания "Профит Хаус" за $55 млн приобрела российские активы американской ICN - пять фармацевтических заводов, 96 аптек и офисное здание. К тому времени "Профит Хаус" уже управлял уфимским фармзаводом "Уфавита" и сетью аптек "Чудо-доктор", соучредителем которой, по данным Московской регистрационной палаты, был соучредитель "Профит Хаус" Виктор Харитонин. Однако обе сети не подтверждали это; более того, через несколько дней выяснилось, что "Профит Хаус" покупал ICN в интересах английской компании Millhouse Capital, управляющей активами чукотского губернатора Романа Абрамовича и его партнеров. Впрочем, это не изменило ожидания экспертов, тем более что "Профит Хаус" известна на рынке как партнер Millhouse по многим сделкам. Теперь объединение началось.

- Здравствуйте, это "Чудо-доктор"? - спросил корреспондент "Ведомостей", позвонив в центральный офис сети "Чудо-доктор" по номеру, предоставленному справочной службой Executive Service.

- "Чудо-доктор" и ICN, - уточнили в справочной аптечной компании. Телефоны офиса объединенных аптечных сетей совпадают с номерами бывшего головного офиса ICN Russia.

Гендиректором объединенной сети стал известный на розничном рынке менеджер Алексей Максимов. Он долгое время управлял розничной торговлей сети бытовой техники "М. Видео", а затем был гендиректором сети салонов мобильной связи Dixis. Несколько сотрудников Dixis и компаний - партнеров объединенной аптечной сети подтвердили "Ведомостям", что 23 октября Максимов покинул Dixis и перешел в "Чудо-доктор". Максимов подтвердил "Ведомостям" свой уход из Dixis, но назвать новое место работы отказался. Впрочем, когда корреспондент "Ведомостей" позвонил в "Чудо-доктор" и попробовал связаться с Максимовым, ему ответили, что он "на совещании".

Руководитель крупной фармацевтической компании говорит о слиянии как о свершившемся факте. По его данным, единая компания будет работать под общей торговой маркой "Чудо-доктор", а товарный знак ICN постепенно исчезнет с российского рынка.

Однако в объединенной сети у них есть партнер - предприниматель Максим Климов, владелец парфюмерно-косметической сети "Л'Этуаль". Об этом "Ведомостям" сообщили несколько крупных участников фармацевтического рынка. Один из них уточнил, что половина акций новой объединенной аптечной компании была продана Климову осенью примерно за $20 млн. А источник в ICN рассказал, что бывший гендиректор ICN Russia Джон Ортега еще в сентябре разослал по электронной почте неофициальное письмо, в котором, в частности, рассказывалось, что Millhouse перепродала 50% аптечного бизнеса ICN компании "Л'Этуаль". Однако многочисленные запросы "Ведомостей" в компанию "Алькор", которой принадлежит брэнд "Л'Этуаль", с просьбой дать комментарии об аптечном проекте остались без ответа. Источники, близкие к "Алькору", объясняют это тем, что это личный проект Климова, не имеющий отношения к косметическим сетям. Сам Климов в пятницу беседовать с "Ведомостями" отказался. В Millhouse, "Профит Хаус" и "Л'Этуаль" комментировать эту информацию отказались.

"Объединение аптек в единую сеть логично с точки зрения создания более сильного брэнда", - считает гендиректор группы компаний "Ремедиум" Сирма Готовац. В этой сделке есть логика, соглашается председатель совета директоров центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Юрий Крестинский. По его мнению, в аптеках, рассчитанных на состоятельного покупателя, до половины объема продаж могут составлять сопутствующие товары - парфюмерия и косметика. При грамотной маркетинговой политике объединенная аптечная сеть может стать одной из крупнейших как по числу розничных точек, так и по обороту, убежден он.

Объем продаж аптек ICN в 2002 г. - $27 млн. Оборот "Чудо-доктора" не разглашается, по оценке одного из экспертов фармацевтического рынка, в 2002 г. он составил около $12 млн.

Сеть "Л'Этуаль" лидирует в России по числу магазинов - 101 в Москве и несколько десятков в других городов. Объем продаж, по данным самой компании, составил в 2002 г. $90 млн.

По данным "Фармэксперта" на 1 июля, в объединенной сети будет 134 аптеки, что позволит ей приблизиться к лидерам - питерскому "Натур Продукту" (141 аптека) и самарской "Имплозии" (140). В крупнейшей в России по обороту "Аптечной сети 36,6" нового конкурента не очень опасаются. "Пока перед этой компанией больше вопросов, чем ответов, - считает совладелец "Аптечной сети 36,6" Артем Бектемиров. - Их брэнд не очень широко известен потребителям, не все аптеки расположены в удачных местах. Им предстоит большая работа". По мнению Готовац, на слияние бизнесов "Чудо-доктора" и аптек ICN потребуется не менее года.