СТАБФОНД: Пора снять табу


Газета "Ведомости" пару дней назад высказалась по поводу позиции ЦМАКП, заключающейся в возможности использования средств стабфонда и золотовалютных резервов для расширения инвестиций. Основная идея статьи ( "За двумя зайцами", N 230 от 16 декабря, стр. А4) - инвестиционное использование средств стабилизационного фонда и излишне, и нежелательно.

В чем суть проблемы? В России в последние годы сформировалась очень высокая по мировым меркам норма валовых национальных сбережений - порядка 30% ВВП. Для сравнения: в США - 19% , странах еврозоны - 21% , Японии - 26% , новых индустриальных странах Азии - 29%. Цена этому - низкий уровень потребления - как в относительном, так и в абсолютном выражении.

Валовые сбережения - национальный ресурс инвестиций. В подавляющем большинстве развитых стран разрыв между инвестициями и сбережениями не превышает 2 - 3% ВВП. В России он достигает 8%. Поскольку сбережения, не используемые на инвестиции, представляют собой чистый кредит остальному миру, Россия превратилась в его крупного кредитора. Аргумент, что инвестиции в этих условиях "и так растут", выглядит смехотворно. К примеру, в машиностроение с объемом выпуска продукции почти в $50 млрд инвестируется менее $3 млрд. Норма ввода мощностей здесь (даже при пересчете их на 100% -ную загрузку) составляет всего 3,5% в год (2002 г. ). Это соответствует 30-летнему сроку службы оборудования. Комментарии излишни.

Следует отметить, что в статике разница между сбережениями и инвестициями равна величине сальдо по текущим операциям платежного баланса. Но в динамике величина этого разрыва зависит от того, как (по каким направлениям) используется неинвестируемая часть сбережений. Предмет дискуссии как раз и состоит в альтернативе использованию золотовалютных резервов и стабфонда - весьма значительной части валовых национальных сбережений, которая оказывается заморожена в активах государства.

Развернувшаяся дискуссия высветила две концепции стабилизационного фонда и роли государственного бюджета в экономике вообще. Согласно первой концепции, которая была положена в основу налогово-бюджетной политики последних лет, государственные расходы (в том числе инвестиционные) - представляют собой прямой вычет из экономического роста. Соответственно стабфонд должен быть копилкой, в которой пассивно накапливаются ресурсы, предназначенные для поддержания, в случае ухудшения мировой конъюнктуры, минимально необходимых государственных расходов. А вообще - чем их меньше, тем лучше.

При таком подходе возникает проблема инфляционного обесценения накопленных ресурсов. Создание бюджетного резерва требует, очевидно, размещения средств в инструментах с положительной реальной доходностью. Понятно, что аккумулирование бюджетных резервов на счетах в ЦБ эту проблему не решает. Не решает ее и предусмотренная возможность размещения средств стабфонда в наиболее надежных ценных бумагах иностранных государств. Доходность вложений в облигации правительства США составляет 1 - 4% , а доллар по отношению к рублю, как известно, уже длительное время дешевеет.

Согласно второй концепции государственные расходы могут и должны играть активную роль в стимулировании экономического роста. Средства, аккумулированные в стабфонде, - ресурс для инвестирования экономики и в конечном счете для расширения будущих налоговых доходов.

Для стран с высокой нормой сбережения (25 - 30% ВВП) - Японии и новых индустриальных стран Азии - характерен втрое более высокий, чем в России, уровень государственных инвестиций. По данным МВФ, в этих странах государственные инвестиции составляют 6 - 7% ВВП, в России - лишь 2 - 2,5% ВВП.

В последние годы на серьезное обсуждение вопроса о макроэкономических функциях государственных расходов (в том числе государственных инвестиций) наложено табу. Однако даже в такой "либеральной империи", как США, в последнее время наблюдается резкое расширение государственных расходов. Это стало одним из основных факторов выхода страны из рецессии. В 2002 г. расширение государственных расходов (по данным ОЭСР) составило 4,4% (при росте ВВП в 2,4% ), в 2003 г. , по оценке, - 3,7%. За счет увеличения госрасходов в США в 2002 г. была обеспечена треть прироста ВВП, а в России - всего 9% (в 2003 г. и того меньше - всего 5% ).

Безусловно, возможности инвестиционного использования сбережений государства сегодня ограничены. Они жестко определяются возможностями организационно-правового механизма, обеспечивающего эффективность государственных инвестиций.

Определились два дополняющих друг друга направления создания такого механизма. Первое - повышение программно-целевой компоненты в деятельности государства. Второе - переход к проектным формам взаимодействия государства и бизнеса на основе софинансирования проектов, связанных с развитием инфраструктуры, повышением конкурентоспособности российского бизнеса и его закреплением на рынках.

Разумеется, какое-то время, пока позволяет приток нефтедолларов и состояние производственной инфраструктуры, можно жить просто - не занимаясь сложными схемами вовлечения государственных ресурсов в модернизацию российской экономики. Но нерешенные проблемы имеют, как известно, неприятное свойство накапливаться и напоминать о себе в самый неподходящий момент - как раз тогда, когда ресурсы для спокойной жизни заканчиваются.

Автор - генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования