Скромный "ястреб"
Серый кардинал Белого дома Дик Чейни интересуется всем, от водоснабжения фермеров до национальной энергетической политики. Чейни - первый вице-президент в истории США, обладающий практически неограниченными полномочиями.
Около года назад во второй половине дня в пятницу вице-президент США Дик Чейни неожиданно позвонил юристу из Министерства внутренних дел. Предмет беседы - использование водных ресурсов реки Кламат (штат Орегон).
Интерес Чейни к столь мелкому вопросу объяснялся просто. Видный республиканец из Орегона убедил его в том, что надо разрешить фермерам брать для своих нужд больше воды из Кламата. Вице-президент досадовал, что министерство решает этот вопрос слишком медленно. Вместо того чтобы поручить помощникам разобраться с проблемой, Дик Чейни решил заняться ею самостоятельно. "Чем вы там занимаетесь? " - резко спросил он юриста, вспоминает источник, знакомый с содержанием той беседы.
В итоге фермерам дали воду. Но о вкладе в решение этого мелкого вопроса Дика Чейни широкой публике стало известно только сейчас. Это лишнее подтверждение факта, что вице-президент предпочитает действовать без огласки.
Подход Чейни к решению этого мелкого вопроса свидетельствует о том, что при нем роль вице-президента США стала совсем иной, чем прежде. Вице-президенты отвечали за весьма ограниченный круг вопросов, но не жалели сил для того, чтобы донести их содержание до общественности. При Чейни ситуация стала обратной. Никогда еще у вице-президента не было столь широких полномочий, и ни один вице-президент не был столь закрытым от публики, как он.
Влияние Дика Чейни на национальную безопасность и его роль в борьбе с терроризмом и в урегулировании иракского конфликта хорошо известна. Однако он играет сравнимую по важности роль и в экономической и внутренней политике США. Если изучить деятельность администрации Джорджа Буша за последний год, то выяснится, что Чейни участвовал в продвижении законов по снижению налогов и реформе системы медицинского страхования Medicare. Вице-президент был одним из главных лоббистов закона об энергетике, который застрял на стадии обсуждения в сенате.
Вопреки представлениям о Чейни как о вожде вашингтонских ястребов, тщательный анализ обнаруживает в нем скорее прагматика, склонного к компромиссам.
Чейни старается как можно меньше афишировать свою деятельность. В сентябре этого года Белый дом продвигал через парламент закон о реформе Medicare. Чейни явился лично уговаривать конгрессменов и сенаторов поддержать законопроект, расширяющий доступ пожилого населения к рецептурным лекарствам. Но прежде чем в зал заседания были запущены фоторепортеры для традиционного снимка, вице-президент ретировался.
Почти каждую среду Дик Чейни встречается с экономической командой Белого дома, чтобы за ланчем обсудить концепцию "динамических показателей", которая базируется на тезисе о том, что бюджет выигрывает от снижения налогов, так как оно ведет к подъему экономической активности. Чейни следит за результатами реформы не случайно: он был одним из самых настойчивых членов администрации, убеждавших Буша согласиться на снижение налогов. Чейни помог найти компромисс и при прохождении закона о реформе Medicare: вице-президент пообещал сенаторам из сельских штатов, что Белый дом поддержит повышение бюджетных расходов на больницы в их регионах. "У него [Чейни] еще много ходов в запасе", - говорит Кен Даберштейн, бывший руководитель президентской администрации при Рональде Рейгане.
Дику Чейни, как опытному политику, ведущему собственную игру, удалось избежать многих ошибок. В отличие от многих своих предшественников он не стал раздувать свой аппарат. Он не ездит в зарубежные турне во второстепенные страны вместо президента. За последние три года Чейни был за границей всего однажды - накануне войны в Ираке совершил турне по Ближнему Востоку.
Чейни заслуженно считается одним из авторов новой доктрины национальной безопасности. Он активно пропагандировал идею превентивного удара по базам террористов и настаивал на необходимости свержения режима Саддама Хусейна. Чейни сыграл ключевую роль в создании Министерства внутренней безопасности.
В первые месяцы пребывания на своем посту Чейни помешал планам советника Буша по экономике Лоренса Линдси. Тот предлагал ужесточить требования к предприятиям коммунального сектора, заставив их потратиться на дополнительное экологическое оборудование. Линдси утверждает, что хотел установить тщательный межведомственный надзор, но Чейни сказал ему, что [Линдси] "сохранит свой пост, но дальше обсуждения этот проект не пойдет". В конце концов администрация приняла решение, удовлетворившее коммунальщиков.
Чейни постоянно держит руку на пульсе. В отличие от своих предшественников из администраций Клинтона, Буша-старшего или Рейгана, сотрудники нынешней администрации как никогда активно вовлечены в политику, говорят старожилы Белого дома.
Глава администрации вице-президента Льюис Либби официально является также помощником президента. Такой порядок установился еще при Клинтоне - Горе. Но полномочия команды Либби весьма широки. Кэнди Вульфф, например, не просто поддерживает связь с Конгрессом, но и следит за проведением законов об энергетике через парламент.
Разумеется, власть Чейни не безгранична. Летом вице-президент поддержал инициативу лоббистов крупного бизнеса о снижении налога на прибыль корпораций, остающуюся за границей. Однако дальше обещаний дело не пошло - президент против. Так что Чейни может иметь собственное мнение по поводу внутренней политики, его основная задача все же состоит в проведении в жизнь инициатив президента.
Например, в этом году Чейни следил за принятием Конгрессом законов о снижении налогов. В разгар войны в Ираке Кевину Хассетту, экономисту консервативного Института американских предприятий, позвонили из администрации вице-президента с просьбой изучить, как повлияла полемика вокруг иракской кампании на принятие законов об экономическом росте. Хассетт был поражен высоким уровнем требований, но все же составил служебную записку и отослал ее по электронной почте. Близкие к вице-президенту источники говорят, что таких запросов они рассылают великое множество. (WSJ, 9. 12. 2003, Михаил Мирошниченко)