Вывести Boeing из пике


Гарри Стоунсайфер готовился уйти на покой после 47 лет напряженной работы в авиакосмической промышленности. Он даже успел обзавестись домом во Флориде по соседству с площадкой для гольфа.

Но в конце ноября он был назначен президентом и гендиректором корпорации Boeing. Одному из крупнейших индивидуальных акционеров и члену совета директоров Boeing предстоит теперь восстановить доверие государства к компании. Последнее время оно неуклонно падает по мере того, как обнаруживаются новые свидетельства промышленного шпионажа и закулисных сделок менеджеров Boeing с чиновниками и инсайдерами.

"Наша главная цель - восстановить репутацию Boeing в глазах очень большого клиента, который называется "правительство США", - говорит Стоунсайфер, назначенный президентом в конце ноября.

Скандалы вокруг компании вынудили уйти в отставку предшественника Стоунсайфера, Филипа Кондита, с которым он проработал вместе пять лет. Отставке Кондита предшествовало увольнение двух топ-менеджеров компании.

Выпускник Технологического университета штата Теннесси Стоунсайфер начинал свою карьеру в General Electric, где проработал 27 лет. С 1994 по 1997 г. Стоунсайфер руководил McDonnell Douglas. После слияния этой компании с Boeing в 1997 г. Стоунсайфер стал вице-президентом и главным исполнительным директором объединенной компании. В этом качестве он проявил незаурядную энергию и требовательность. Он настаивал, в частности, на том, чтобы инвестиции в новые технологии соответствовали самым строгим финансовым стандартам. В 2002 г. он покинул Boeing, оставшись членом совета директоров.

Стоунсайфер, второй по величине акционер Boeing (ему принадлежат 1,74 млн акций) , возглавил корпорацию, несмотря на то что достиг пенсионного возраста, 65 лет, еще два года назад. Но в разгар празднования Дня благодарения в конце ноября Стоунсайферу пришлось снова обживать свою квартиру в Чикаго, где ему предстоит еще поработать.

У Стоунсайфера уже есть опыт кризис-менеджмента. В 1994 г. он спас от банкротства McDonnell Douglas.

Boeing, самый крупный экспортер в США, на который работают более 157 700 человек в 38 странах мира, сильно пострадала в результате терактов в сентябре 2001 г. Спрос на его главную продукцию - коммерческие самолеты - резко упал, при этом возросла конкуренция со стороны европейского Airbus.

Чтобы компенсировать потери, компания решила сделать ставку на большие оборонные предприятия, которые она купила в конце 1990-х. После этих приобретений Boeing стала лидером в производстве военной авиации и аэрокосмической области и получила крупные подряды от государства.

Летом компания преподнесла инвесторам неприятный сюрприз, объявив, что запуск коммерческих спутников принес ей убытки на $1,1 млрд. Следующим ударом стало решение командования ВВС прервать контракт Boeing на $1 млрд на запуск спутников. Военные разорвали контракт после того, как выяснилось, что при подготовке к тендеру Boeing пользовалась конфиденциальными документами своего конкурента, Lockheed Martin. Boeing пришлось уволить или наказать девять сотрудников, причем двое из них обвиняются в уголовном преступлении.

Кондит к нарушениям в компании непричастен. Так считают и он сам, и Стоунсайфер, и вновь избранный председатель совета директоров Boeing, бывший гендиректор Hewlett Packard Льюис Платт. Но бывший гендиректор долгое время пытался убедить инвесторов в том, что случаи нарушения деловой этики, выявленные в компании, единичные и были допущены в основном менеджерами низшего звена.

Так продолжалось до конца ноября, когда был уволен обвиненный в неэтичном поведении финансовый директор компании Майкл Сиэрс, которого прочили в преемники Кондита. В результате внутреннего расследования выяснилось, что Сиэрс обсуждал с бывшей высокопоставленной сотрудницей ВВС ее назначение на должность в Boeing в тот момент, когда решался вопрос о предоставлении компании военных контрактов на десятки миллиардов долларов. В Boeing считают, что переговоры Сиэрса с сотрудником ВВС никак не повлияли на отношения между компанией и правительством. Тем не менее Пентагон начал расследование готовящейся сделки по поставке государству самолетов-заправщиков на $17 млрд. Оппоненты правительства в Конгрессе, которые критиковали сделку с самого начала, теперь требуют отменить ее совсем. Остаются замороженными и аэрокосмические контракты на $1 млрд. Стоунсайфер уже назвал спасение программы по поставке заправщиков своей первоочередной задачей.

Стоунсайферу будет трудно убедить чиновников в Вашингтоне в том, что Boeing исправится. Новый руководитель компании собирается перевести переговоры с политиками в ближайшие "дни, может быть, недели".

Многие сотрудники Boeing вряд ли будут приветствовать возвращение Стоунсайфера. Некоторые проблемы компании начались именно при нем: например, менеджер Lockheed Martin, замешанный в краже документации фирмы, был нанят на работу в McDonnell Douglas, когда ее возглавлял Стоунсайфер. При нем были приобретены и некоторые аэрокосмические активы, впоследствии принесшие компании убытки.

Но еще хуже то, что Стоунсайфер настроил против себя многих сотрудников еще в прошлый раз, вскоре после прихода в компанию в 1997 г. Тогда он с ходу принялся критиковать стратегию Boeing, построенную на приверженности ее ведущих менеджеров делу своей жизни - строительству самолетов. Он заставил инженеров-романтиков больше думать о прибыли. Профсоюзные лидеры уже говорят о том, что "люди побаиваются Гарри" и что ему надо научиться уважать и стимулировать сотрудников.

Стоунсайфер снова начал с непопулярных решений: в прошлый понедельник он сократил исполнительный совет компании, в который входят руководители всех ведущих подразделений, с 29 человек до 12. Свою принципиальность он еще раз продемонстрировал незадолго до этого, проголосовав на совете директоров за увольнение Сиэрса, который был его протеже.

Очевидно, Стоунсайфер все-таки прислушивается к критике. "В прошлый раз, - говорит он, - я спрашивал сотрудников: можете ли вы хоть что-нибудь сделать правильно? Сейчас я хочу сказать: вы замечательно работаете". Но пока его стиль резко контрастирует с подходом Кондита, который умеет объединять людей и идти на компромиссы, одним из которых стала его отставка.

Да и послужной список Стоунсайфера в глазах сотрудников выглядит менее впечатляющим, чем у Кондита. Тот получил лицензию пилота в 18 лет, окончил Принстонский университет по специальности "аэрокосмический инженер" и Массачусетский технологический институт по специальности "менеджер", а после этого получил докторскую степень в инженерной области в Научном институте в Токио. Он начал работать в Boeing в 1965 г. на должности инженера по аэродинамике в отделе, занимавшемся разработкой сверхзвуковых самолетов. Кондит, который позже принимал участие в разработке Boeing 757, имеет патент на изобретение одной из модификаций гибкого крыла. В 1992 г. он стал президентом компании, в 1996 г. - гендиректором, а в 1997 г. - председателем совета директоров. Именно тогда он радикально поменял стратегию компании, поставив на производство военной техники. В этом году больше половины своей ожидаемой выручки в размере $49 млрд Boeing получит от поставок для военной авиации и космических программ. (WSJ, 2. 12. 2003, Кирилл Корюкин)