Назад в Китай
Настойчиво требуя от Китая отказаться от привязки курса юаня к доллару, США оказывают самим себе медвежью услугу. Китайские банки начали возвращать на родину средства, вложенные за рубежом (прежде всего в казначейские облигации США).
Исследование, проведенное Банком международных расчетов (BIS) , который осуществляет мониторинг мировых денежных потоков, показало: китайские банки продают казначейские облигации США, надеясь оправдать уверенность своих клиентов в скором укреплении национальной валюты. Падение интереса Китая к американским бумагам не сулит США ничего хорошего. Китай, занимающий третье после Японии и Великобритании место в мире по объемам инвестиций в американские гособязательства, важен для США, поскольку его деньги помогают финансировать дефицит счета текущих операций и сдерживают рост процентных ставок в крупнейшей экономике мира.
По данным BIS, начиная с 2001 г. в восьми из 10 кварталов в Китае наблюдался возврат капитала, максимальный приток которого был достигнут во II квартале 2003 г. , когда с заграничных счетов китайских банков были возвращены $9,1 млрд. Как следствие, общий объем средств, размещенных китайскими банками на зарубежных счетах, составил на конец июня этого года $70,4 млрд против $92,5 млрд два года назад.
На протяжении многих лет Китай был одним из крупнейших мировых кредиторов. Но даже несмотря на то, что его валютные резервы превысили в этом году $400 млрд, данные BIS свидетельствуют: США не следует полагаться на то, что Китай продолжит вкладывать деньги в казначейские облигации США или даже просто в доллары.
Если китайские власти решат отпустить курс юаня, он вырастет относительно доллара, в результате чего стоимость американских долговых обязательств в юанях упадет и местным банкам станет менее выгодно их держать. По мнению аналитиков, активно продавая доллары, китайские банки не играют на изменениях валютного курса. Напротив, речь идет о возврате капитала с целью удовлетворения внутреннего спроса на займы в американской валюте. Другими словами, китайские банки удовлетворяют ожидания своих клиентов, которые надеются, что в результате роста курса юаня облегчится их долговое бремя.
В США считают, что длительный рост китайской экономики не отразился на курсе юаня, так как начиная с 1994 г. Народный банк Китая удерживает национальную валюту на уровне около 8,3 юаня за доллар. Это помогает Китаю поддерживать конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке. В результате дефицит США в торговле с Китаем составит в этом году рекордные $130 млрд, что в полтора раза больше, чем в 2001 г.
Правительство КНР подчеркивает, что, несмотря на требования Вашингтона, оставит курс неизменным. Но у многих наблюдателей есть сомнения в том, что Пекин и на этот раз будет тверд в своей решимости, и это оказывает значительное воздействие на мировые потоки капитала. BIS утверждает, что тенденция к возврату капитала способствует достижению равновесия между объемом средств на счетах китайских банков за рубежом и средствами иностранных банков, наращивающих сбережения в Китае.
Китай не единственная страна, теряющая интерес к американским бумагам. По данным BIS, с мая по июль покупки облигаций США иностранцами составляли $41 - 45 млрд, а затем упали до $25 млрд в августе и до $5,6 млрд в сентябре. (DJ, 9. 12. 2003, Михаил Мирошниченко)