Без хлопот


Когда 33-летний Павел Чуйков почувствовал, что карьера в IT-индустрии удовлетворяет его все меньше и меньше, он решил, что пора осуществить давнюю мечту о собственном деле. И в марте этого года купил небольшую кондитерскую фирму.

"Если бы я строил бизнес сам, пришлось бы минимум год потратить на то, чтобы получить тех клиентов, которые у нас есть, найти квалифицированный персонал и т. п. ", - поясняет Чуйков. Хотя при выборе будущей сферы деятельности он и учитывал полученную когда-то специальность - Чуйков закончил Академию управления им. Плеханова по специальности "экономика и управление пищевым производством", однако знаний в области кондитерского производства ему не хватает. Это легко объясняется: вся его карьера была связана с IT - Чуйков был директором по продажам в IBS, а последний год работал в компании DPI. "Я, честно говоря, в пирожных не понимаю вообще ничего, но понимаю, как нужно управлять", - объясняет он.

Начинать бизнес с чистого листа хотят не все. И в этом нет необходимости: на молодом, но активно развивающемся рынке готового бизнеса в России достаточный выбор ресторанов, салонов красоты, пунктов проката или кондитерских цехов, которые при небольших вложениях обеспечат владельцу стабильный доход. По данным консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса" (МГБ) , в этом году в России на продажу было выставлено более 2500 действующих компаний - больше, чем в предыдущие два года, вместе взятые (МГБ собирает информацию в СМИ, Интернете и других открытых источниках).

Как утверждают предприниматели, затраты на создание бизнеса с нуля и покупку готовой фирмы сопоставимы. Но вот времени и хлопот при покупке готовой фирмы требуется гораздо меньше.

Галина, бывший коммерческий директор крупного пищевого предприятия, два месяца назад стала хозяйкой салона штор. Она всю жизнь проработала в пищепроме, но когда ей исполнилось 53 года, решила, что пора заняться своим бизнесом. При этом ей совсем не нравилась перспектива ходить по различным инстанциям для сбора документов.

Правда, мечтала она о салоне красоты. Но когда бизнес-брокеры предложили ей салон штор, такой вариант ей очень понравился: "Это все-таки пусть маленькое, но производство".

Конечно, покупатель действующего бизнеса лишается удовольствия собственными руками построить "бизнес своей мечты". Но, как отмечает Александр Пацапов, гендиректор компании "Бизнес Оценка Груп", оказывающей посреднические услуги при купле-продаже готовых компаний, есть разные типы предпринимателей. Одним интересно все делать самим, другие предпочитают купить готовый бизнес, "определить его болезни" и методы их лечения. По словам бизнес-брокеров, наиболее распространенные причины продажи фирмы - желание владельцев сосредоточиться на другом деле, конфликт учредителей, нехватка оборотных средств.

Павел Чуйков говорит, что купил практически тот бизнес, который хотел (капитал - до $150 000 - согласился вложить его родственник). Но Чуйков уже начал проводить кое-какие изменения в купленной фирме. Во-первых, с некоторыми сотрудниками (в фирме работает почти 40 человек) пришлось попрощаться. Во-вторых, он решил перевести цех в другое место. Сейчас он расположен недалеко от центра - на Преображенке. И предприниматель предполагает, что скоро придется переехать, чтобы сократить расходы на аренду. У нового хозяина масштабные планы: в течение полугода он рассчитывает за счет привлечения новых магазинов увеличить продажи втрое.

По данным МГБ, небольшое кондитерское производство в Москве приносит в месяц от $10 000 до $25 000, салон штор - от $2000 до $7000.

Небольшие компании, стоящие от $10 000 до $150 000, окупаются в большинстве случаев в срок от 10 до 18 месяцев. Но вполне вероятно, что со временем они потребуют дополнительных финансовых вливаний для развития.

В любой отрасли небольшой бизнес имеет шансы на стабильное существование, утверждают специалисты. Например, еще два года назад говорили о насыщении рынка салонов сотовой связи и о том, что мелким игрокам все сложнее конкурировать с большими сетями. Но независимые салоны связи не разорились. "Маленький бизнес на своем перекрестке или в продовольственном магазине будет продолжать работать и приносить прибыль", - говорит Владислав Кочетков, консультант МГБ.

Однако спрос на рынке действующих компаний не всегда соответствует предложению. По наблюдениям МГБ, в последнее время очень многие интересуются пунктами обмена валют (они стоят от $4000 до $15 000 при доходе $800 - 2500 в месяц). Однако если в начале года был резкий всплеск предложений обменников, то сейчас появляется не более 3 - 5 пунктов в месяц.