Русская TATI закрылась
Дешевых универмагов французской сети TATI в России больше нет. ЗАО "Лэндж", эксклюзивный франчайзер TATI, к декабрю закрыло последний магазин. Для французской TATI это стало полной неожиданностью.
Сеть дискаунтеров TATI к 2003 г. состояла из 80 магазинов во Франции и других странах. Оборот сети в 2001 г. составлял 200 млн евро. Осенью 2003 г. в отношении TATI начата процедура банкротства, введено внешнее управление. .
ЗАО "Лэндж", обладавшее правами на развитие TATI в России, учреждено в 1998 г. По данным Московской регпалаты, его учредителями являются Жан-Люк Себан, Олег Гаврилов и Евгений Верижников. Оборот компании не раскрывался. В сеть входило четыре магазина в Москве и три в регионах, площадью от 1000 до 2500 кв. м.
Еще в начале осени представители ЗАО "Лэндж" утверждали, что на российской части бизнеса проблемы французской TATI не отразятся. Но теперь ситуация изменилась. Двери магазина TATI в столичном торгцентре "Золотой Вавилон" украшены табличкой "Закрыто по техническим причинам". На вопрос, когда откроется магазин, корреспондент "Ведомостей" получил ответ от упаковывавших вещи сотрудников: "Уже никогда". В администрации торгцентра сообщили, что "этот арендатор съезжает". Не работает и самый большой российский TATI в торгцентре "Мега": по словам сотрудника "Меги", сейчас идут переговоры с новыми претендентами на освободившуюся площадь. Закрылись TATI в "Рамсторах" на Шереметьевской и Каширске. Но их помещения "Лэндж" сохранит за собой. Сотрудники секций сообщили "Ведомостям", что в середине декабря "Лэндж" откроет в них магазины по продаже мебели среднего ценового сегмента.
Действия российских партнеров стали полной неожиданностью для французской компании. "Мы только недавно узнали о закрытии наших франчайзинговых магазинов в России, и это стало для нас неприятным сюрпризом, - сказал "Ведомостям" источник в TATI, пожелавший остаться неизвестным. - Российский рынок имеет для нашей компании большое значение, и мы связываем с ним большие планы. Очевидно, придется поменять держателя франшизы". В 2002 г. TATI объявляла о намерении открыть за пять лет в России 40 своих магазинов. Представители TATI наотрез отказались комментировать ситуацию с их брэндом и в мире, и в России, попросив перезвонить им в начале следующего года.
В компании "Лэндж" от объяснений воздерживаются. Михаил Алексеев, директор по маркетингу "Лэнджа", сообщил только, что TATI закрыта по решению руководства и сейчас проходит реструктуризации компании. По его словам, "Лэндж" будет готов комментировать ситуацию после 15 декабря. Правда, один из бывших сотрудников компании объяснил закрытие российских магазинов проблемой с поставками товаров, которые "шли через Францию".
Однако, по словам Марка Афраймовича, топ-менеджера Межбанковской инвестиционной группы (МИГ) , которой принадлежала 80% -ная доля в магазине TATI в Красноярске (московский партнер TATI, ЗАО "Лэндж", контролировал лишь 20% ), "весь товар шел из Китая, по ценам как отечественные товары, но по качеству в 2 - 3 раза хуже". Афраймович говорит, что даже в регионах, где цена очень важна, "такие вещи никто не хотел покупать". Поэтому магазин закрылся еще в начале лета. На его месте сейчас работают "одежные" секции Sela, Woolstreet, Baltman. В TATI комментировать информацию о поставках товаров китайского производства отказались.
Участники рынка не удивились закрытию TATI в России, поскольку в сентябре эта французская компания объявила себя банкротом и фактически остановила деятельность. "Если материнская компания - банкрот, каким образом тогда могут идти поставки? " - удивляется директор отдела международных операций Stockmann Юсси Куутса. Однако директор розничной сети "Фамилия" Андрей Новиков считает, что в сегменте "нижнего среднего класса" TATI могла бы успешно работать, если бы успевала за тенденциями рынка и предлагала вместе с низкими ценами хорошее обслуживание. По его оценке, магазины TATI в России были "довольно приятными". Теперь ряд сотрудников сети перешли на работу в "Фамилию".