НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Что же дороже денег?


Леонид Злотин. Дороже денег. Хроники российского бизнеса. М. : Вагриус, 2003.

Производственные романы всегда были весьма благодатной почвой для писателей. Некоторые из них даже становились бестселлерами, правда, для этого надо было обладать умением Артура Хейли вникать в тонкости процесса. В России тоже чтят мастеров описания рабочего дня. В последние годы появилось изрядное количество книг о тяжелых трудовых буднях работников, так сказать, предпринимательской среды. Свой след в этом жанре оставили многие - от Юлия Дубова до Юлии Латыниной. Как правило, эти книги пользуются успехом в первую очередь у читателей, имеющих отношение к описываемой отрасли, пытающихся за авторскими намеками узнать своих конкурентов или работодателей, а также у юношей, обдумывающих, "делать жизнь с кого".

Вот на этих самых юношей, видимо, и рассчитана недавно вышедшая книга Леонида Злотина "Дороже денег". Она выпущена "Вагриусом", который претендует на звание издательства, формирующего вкусы просвещенной читательской аудитории, но, честно говоря, выглядит она, как книжка, "выпущенная за счет средств автора". Кстати - об авторе, к сожалению, в самой книжке не сказано ни слова, хотя отечественная деловая публицистика знает одного Леонида Злотина - бывшего главного редактора онэксимовского "Русского телеграфа", затем - лейбмановского "Консерватора", а ныне - постоянного обозревателя "Газеты. ру" и других изданий. Так вот если это тот самый Леонид Злотин, то следует честно сказать уважаемому Леониду Михайловичу: ваши эссе гораздо лучше вашего романа.

Книга состоит из 24 глав, каждая из которых называется "История о том, что. .. ". Например, в "Истории о том, что снимать скальпы всегда нужно вовремя" рассказывается о махинациях "скальперов" - краткосрочных спекулянтов, в "Истории о том, сколько может стоить кусок пластика" - про ненадежность доставки международной почты компанией DHL, а в "Истории о том, как в жизни легко очутиться в финансовом декамероне" - об афере с "нигерийскими письмами", фальшивых банкоматах и о перспективности облигационных займов. Все эти бизнес-байки связаны общей темой - жизнеописанием топ-менеджеров среднего московского банка, их отношений с обанкротившейся приволжской обладминистрацией, с бесперспективным питерским должником и друг с другом. Строго говоря, на Литературу все это не тянет. Но, видимо, автору просто захотелось поделиться с читателями историями из жизни молодого российского бизнеса, которые он слышал от коллег, вот и пришлось придумывать соединяющий псевдосюжет.

Только вот непонятно, что автор хотел сказать названием: он так и не говорит, что же именно "дороже денег ". Уж точно не уговор - в книге Злотина все друг друга кидают с явным удовольствием. Темы здоровья и счастья, которые за деньги не купишь, тоже не раскрыты. Остается напомнить автору знаменитое изречение, которое приписывают то Джону Рокфеллеру, то Оскару Уайльду: "В детстве, когда я был молодым и глупым, я думал, что деньги - самая важная вещь на свете. Теперь, когда я старый и умный, я понял, что так оно и есть". Так что лучше читать классиков. Например, Эмиля Золя, книжку с простым названием - "Деньги".

Автор - член правления Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков