Судьба Bertelsmann в руках женщины
В немецком медиагиганте Bertelsmann наступает эра матриархата, ворчат недоброжелатели Элизабет Мон. Она и в самом деле играет все более определяющую роль в жизни компании. Многие считают, что Bertelsmann это только на пользу.
Элизабет Бекманн встретилась со своим будущим начальником и мужем на корпоративной вечеринке. Ей было 17 лет, и к этому моменту она успела проработать в издательском доме Bertelsmann два месяца.
Ее будущему мужу Райнхарду Мону было 37, он возглавлял книгоиздательское подразделение Bertelsmann.
В своей автобиографии Мон пишет, что он попросил молодую секретаршу станцевать с ним вальс. Потом они играли в "Третий лишний", бегая вокруг стульев. Райнхард выиграл. Домой Элизабет в тот день не вернулась. Этот день, писала позже Элизабет, изменил всю ее жизнь. Он изменил и судьбу Bertelsmann, пятого по величине медиаконгломерата в мире.
В Bertelsmann входят издательство Random House, одна из ведущих европейских телекомпаний RTL Group, звукозаписывающая компания BMG и издатель журналов Gruner + Jahr. Доход Bertelsmann, который работает в 51 стране, в прошлом году составил около $21,5 млрд.
Райнхард Мон был офицером Люфтваффе во время Второй мировой войны. В 1947 г. он встал во главе Bertelsmann, которым до этого управлял отец. Во время войны компания разбогатела в основном за счет печатания книг для нацистского режима. Типографии были разрушены авиацией союзных войск, но Мон возродил компанию, занялся исключительно книгопечатанием. А в 1950 г. он открыл первый в Германии читательский клуб.
Роман Райнхарда и Элизабет продолжался несколько лет, за это время она успела выйти замуж за редактора издательства детской литературы, входящего в Bertelsmann, и родить от него дочь. Позже она родила детей от Мона, продолжая жить с мужем. Она развелась только через 15 лет, все это время дети считали его своим отцом.
В конце концов Элизабет и Райнхард поженились. В 1982 г. ее дети получили фамилию издателя.
Теперь Элизабет 62 года, и она играет все более активную роль в Bertelsmann. Она входит в наблюдательный совет компании и комитет из четырех человек, который отвечает за назначение топ-менеджеров. Она также управляет трастом, которому принадлежит большая часть акций компании.
Всем этим не очень довольны некоторые из топ-менеджеров. Они сомневаются в том, что г-жа Мон обладает достаточным опытом для тех полномочий, которыми ее наделил муж. Особенно их не устраивает то, что ведущие позиции в Bertelsmann занимают двое из трех ее детей.
Райнхард Мон, которому сейчас 82 года, пока первый человек в компании - он обладает правом перераспределения большей части ее акционерного капитала. Но на важнейшие решения, в том числе кадровые, все больше влияет его жена. Последним и наиболее чувствительным из таких решений стало увольнение председателя наблюдательного совета Герда Шульте-Хиллена в ноябре. Бывший топ-менеджер после этого сказал в интервью журналу Der Spiegel, что в компании может создаться "матриархальная династия".
Все это происходит как раз в тот момент, когда Bertelsmann находится на распутье. В то время как конкуренты активно осваивали новые модные области (например, кабельное телевидение) , Bertelsmann продолжал заниматься тем, с чего когда-то начинал, делая акцент на книгоиздание и читательские клубы, которые продают своим членам книги со скидкой. Это придавало компании устойчивость, но делало ее менее открытой для новых возможностей. В результате под сомнением оказались планы продать на рынке 25% акций компании в течение ближайших нескольких лет, считают аналитики.
Доверив жене внушительные полномочия по управлению компанией, Мон изменил своей собственной теории о том, что поручать управление большой компанией семье опасно. Об этом он предупреждал в многочисленных речах и интервью на протяжении нескольких десятилетий. Но судя по возвышению Элизабет он пересмотрел свои взгляды.
Несколько лет после свадьбы Элизабет была образцовой женой большого босса. Она занималась благотворительностью - организовывала конкурсы начинающих певцов и собирала пожертвования для больных. Но в своей биографии она пишет, что еще в конце 1970-х ей не давало покоя то, что она не могла работать вместе с Моном. "Мне хотелось доказать, что и я могу выжить в мире, в котором живет мой муж", - писала Элизабет.
В 1999 г. Мон ввел жену в совет директоров траста, который управляет 75% акций Bertelsmann (17% акций принадлежат семье Мон, а 58% - фонду Bertelsmann Foundation).
В мае 2000 г. неожиданно уволился Марк Весснер, председатель наблюдательного совета. Весснер, который проработал в компании 32 года, сказал, что у него возникли разногласия с Моном, но многие в компании считают, что отставка связана скорее с увеличивающимся влиянием жены издателя. По их словам, она жаловалась, что в случае смерти Мона Весснер может помешать ее продвижению.
Весснер, близкий соратник Мона, сыграл важную роль в создании телевизионного и музыкального бизнеса Bertelsmann. Они дружили семьями и вместе отдыхали на Майорке. Теперь Весснер руководит операциями Citigroup в Германии.
После его отставки, в 2001 г. , Элизабет Мон вошла в наблюдательный совет компании. Вскоре после этого именно она посодействовала отставке гендиректора компании Томаса Миддельхоффа, считают менеджеры Bertelsmann. И Мон, и его жена не приняли план Миддельхоффа разместить часть акций компании на рынке.
Место Миддельхоффа занял Гюнтер Тилен, друг г-жи Мон. По словам сотрудников Bertelsmann, Тилен, пришедший в компанию в 1980 г. , мало общался с Моном, зато находился в тесном контакте с его женой.
В 2001 г. Тилен сменил Мона на посту гендиректора траста, управляющего 75% акций Bertelsmann, а потом возглавил и фонд Bertelsmann Foundation. В прошлом году Тилен стал гендиректором Bertelsmann, а фонд возглавила Мон.
По мнению сотрудников компании и аналитиков, Тилену удалось улучшить работу компании, избавившись от убыточных интернет-операций и других проблемных подразделений. Рентабельность компании увеличилась, но пока не превышает 5% - это намного меньше, чем у конкурентов, и в два раза меньше уровня, намеченного самой компанией.
Самой смелой инициативой Тилена стало предложение о слиянии BMG с Sony Music. Это решение не совсем устраивало тогдашнего председателя наблюдательного совета Шульте-Хиллена. Его критика, в свою очередь, не понравилась Тилену, и в ноябре Элизабет Мон от лица семьи потребовала отставки председателя.
Вслед за Элизабет в Bertels-mann пришли ее дети. 38-летний Кристоф и 39-летняя Бригитте, дочь от первого брака, стали членами наблюдательного совета траста. По решению Райнхарда Мона, устав траста в этом году был изменен таким образом, что теперь членам семьи всегда будут принадлежать по крайней мере три из восьми мест в его совете. С уходом Шульте-Хиллена семья Мон и их союзники получили в совете две трети голосов, что достаточно для принятия всех важнейших решений.
Некоторые из тех, кто давно сотрудничает с Bertelsmann, считают, что увеличивающееся влияние Элизабет Мон идет на пользу компании. "Ей важно сохранить традиции Bertelsmann и в бизнесе, и в благотворительной деятельности", - говорит бывший председатель парламента ФРГ Рита Сюссмут, которая работала с благотворительным фондом компании. (WSJ, 1. 12. 2003, Кирилл Корюкин)