ПРОЕКТ "Б": Модельный ряд


В период выборов в России всегда обостряется стремление политиков объяснить электорату: а куда, собственно, пойдем? Что будем делать? Кто виноват в грехах прошлого и кто будет виноват, если у нас не получится?

Для того чтобы не говорить очень много слов, политики часто пользуются аналогиями: ну например, "будем строить общество, похожее на шведский социализм", или "по корейской модели", или, уж совсем кардинально, "по китайскому пути".

Наверное, это следовало бы наукообразно назвать "апелляцией к моделям", если бы за этими аналогиями стоял хоть какой-нибудь смысл. Слова о "моделях", "путях" и "направлениях развития" не более чем пустое сотрясение воздуха. Ведь известно, что любая "модель" срабатывала только в той стране, название которой образует присущее ей прилагательное, а попытки воспроизводства "чужой модели" всегда вели к национальным кризисам.

Реализация социально-экономической модели требует относительного согласия всех значимых групп общества относительно будущего этого самого общества. Хотя бы по самым базовым пунктам повестки дня: монархия у нас или нет, господство права или пропиетарный коррупционный режим (потому что в каждой стране коррупция своя, уникальная) , права человека выше интересов государства или наоборот. .. Желательно также относительное согласие общества в отношении собственной истории. Например, шведы абсолютно убеждены, что поражение при Полтаве пошло на благо их стране и без Петра Первого, который навсегда закопал в украинской земле имперские амбиции северного соседа, никакой "шведской модели" никогда бы не получилось.

В современной России такое "модельное" согласие если и существует, то только в лозунгах пропрезидентской партии. Но даже внутри "единороссов" есть разногласия по поводу истории - одни требуют восстановления памятника Железному Феликсу, другие уверены, что история началась 31 декабря 1999 г. , и ограничиваются бюстом Владимира Владимировича на своем столе.

Разногласия страт, кланов и регионов в России слишком велики, и, сколько ни говори "единая-единая", сколько ни делай вид, что есть модель этой самой неделимой России, - сладко не станет.

Ирония момента, кроме того, состоит еще и в том, что любая "модель" не состоит из одних обещаний "всем будет лучше с нами". И наконец, никогда в истории не было такого, чтобы "модель" успешно реализовалась без массы взаимных уступок - и со стороны государства, и со стороны общества. Ни одна модель не создавалась на фундаменте "общего блага" сразу. Тем более движение к реализации известных в истории моделей никогда не было последовательным - "колебания курса" требовали жертв, которые приносились всеми (в том числе и государством) и даже не всегда добровольно.

Модель общества, которую с определенным трудом можно разглядеть в эклетических документах "Единой России" и фрагментарных высказываниях по этому поводу главы государства, не тянет на национальную стратегию.

Единственное, что читается без всяких усилий, - так это, как говорят пиарщики, "прямой мессадж" - "оставьте нас у власти, и сильно хуже не будет". До ответов на проклятые российские вопросы (см. выше) дело - увы или к счастью - не доходит. Может, оно и к лучшему?

Автор - издатель журналов "Цветной телевизор" и "Сериал"