ПРАВИЛА ИГРЫ: 20 пунктов


Продажа компании "Вимм-Билль-Данн" французской группе Danone не состоялась. Отцы-основатели ВБД - Давид Якобашвили, Гавриил Юшваев и прочие - остались без миллиарда долларов (примерно в такую сумму аналитики оценивали компанию). Danone упустила возможность увеличить в три раза свою долю на российском рынке молочной продукции. Ну а сам рынок остался без сделки, которая заслуженно была бы названа крупнейшей в истории сектора.

Интерес Danone к ВБД стал очевидным после размещения акций российской компании на Нью-Йоркской фондовой бирже в начале 2002 г. Французы приобрели тогда 4% -ный пакет, а спустя какое-то время довели свою долю до 7,2%. В июне этого года акционеры ВБД впервые официально признали, что ведут переговоры о продаже Danone контрольного пакета или даже всех акций. С тех пор к компании было приковано пристальное внимание: биржевые игроки следили за каждым шагом переговорщиков, конкуренты прикидывали, как изменится расстановка сил на рынке, если сделка все-таки завершится. Но ничего в итоге не произошло. Биржевики и конкуренты вроде могут вздохнуть свободно, если бы не одно обстоятельство: причины прекращения переговоров остаются неизвестными, а это дает повод для новых спекуляций.

Скованные жесткими требованиями, предъявляемыми регулирующими органами к публичным компаниям, ВБД и Danone не стали распространяться насчет того, почему соглашение о продаже акций так и не было достигнуто. Аналитики полагают, что им не удалось договориться о цене. Высказывалось также мнение, что переговорщики разошлись в том, кто будет управлять компанией после ее продажи.

Один из акционеров ВБД оказался разговорчивее своих коллег и на условиях анонимности признался "Ведомостям", что компании не достигли договоренности по "примерно 20 ключевым позициям". Довольно емкое заявление на фоне общего молчания. Целых 20 пунктов, и все - ключевые! Но стоило ли два года подряд вести переговоры, если разногласия были столь серьезными? Не являются ли эти 20 позиций всего лишь отговоркой? Быть может, в действительности была одна, но веская причина прекращения переговоров.

В этой ситуации волей-неволей задумываешься о том, какую роль сыграло в истории с ВБД изменение ситуации в России, в том числе "дело "ЮКОСа". Официальные лица в Danone отрицают какую-либо связь между гонениями на крупнейшую нефтяную компанию и ходом переговоров по продаже ВБД, но слишком подозрительно совпадение сроков - ведь заминка возникла как раз после ареста Михаила Ходорковского.

Объяснений, как связаны эти события, может быть, два. Либо французская компания испугалась, что в изменившихся обстоятельствах инвестиции в Россию окажутся слишком рискованными. Либо Danone решила использовать ситуацию с "ЮКОСом" в свою пользу - например, настоять на снижении стоимости ВБД, что, естественно, не должно было понравиться акционерам российской компании (и тогда правы те аналитики, которые утверждали, что стороны не сошлись в цене). Первый вариант кажется менее правдоподобным. ВБД - компания политически защищенная: она же не была продана на спорных залоговых аукционах. Второй вариант, если он в действительности имел место, означает следующее: Danone вряд ли когда-нибудь сможет увеличить свой пакет ВБД. По крайней мере, акционеры этой компании вынуждены будут искать более последовательного покупателя.

Автор - независимый обозреватель