Грустное Рождество
Корпорация Toys "R" Us сообщила, что закрывает более 180 магазинов детской одежды и развивающих игрушек. По итогам III квартала компания зафиксировала убытки, превосходящие прогнозы аналитиков. На результатах компании в немалой степени сказываются скидки, которые в сезоны праздничных продаж устанавливает на ее продукцию сеть Wal-Mart.
Закрытие всех 146 магазинов детской одежды Kids "R" Us и всех 36 магазинов Imaginarium, в которых продавались развивающие игрушки, повлечет за собой расходы в размере $280 млн и сокращение 3800 рабочих мест. Аналитиками этот факт расценивается как подтверждение неэффективности курса на диверсификацию бизнеса компании, которая, управляя сетью из примерно 560 магазинов игрушек Toys "R" Us, несколько лет назад начала открывать еще и магазины детской одежды и развивающих игр.
По итогам III квартала Toys "R" Us зафиксировала убытки в размере $38 млн, или $0,18 на акцию. За тот же период прошлого года убытки составили $28 млн, или $0,13 на акцию. Правда, в самой компании утверждают, что, если бы не расходы на сумму $11 млн в виде различных выплат продавцам, размер убытков сохранился бы на прошлогоднем уровне. Однако аналитики, опрошенные компанией Thomson First Call, прогнозировали убытки в несколько меньших размерах - $0,09 на акцию. Продажи выросли на 2% , но только за счет колебаний курсов валют.
Генеральный директор Toys "R" Us Джон Эйлер не связывает особых надежд и с рождественскими продажами. На протяжении многих лет рост прибыли, который могла бы получить компания в праздничные дни, сдерживается за счет больших скидок на продукцию Toys "R" Us, которые устанавливает в своих магазинах сеть Wal-Mart. По мнению аналитиков, Wal-Mart устанавливает высокие скидки на игрушки Toys "R" Us, чтобы привлечь покупателей и повысить продажи других товаров.
В этом году Wal-Mart начала снижать цены на игрушки уже в середине октября - на две-три недели раньше обычного. Как следует из обзора цен на 15 наиболее популярных игрушек, составленного Banc of America Securities, в среднем цены, которые устанавливает Wal-Mart, на 12% ниже цен, по которым торгует сама Toys "R" Us, и на 8% ниже цен в дисконтных магазинах сети Target.
Неожиданно ранние скидки, по свидетельству представителей Toys "R" Us, застали компанию врасплох. Теперь, прогнозируя прибыль на акцию по итогам года, компания называет цифры от $1,05 до $1,15. Раньше она с уверенностью называла $1,15.
Аналитики воздерживаются от прогнозов. Джон Тейлор, аналитик корпорации Arcadia Investment, говорит, что затрудняется прогнозировать, какие результаты получит компания по итогам года. "Рождественские распродажи станут для компании тяжелым периодом", - говорит он.
От скидок на игрушки, которые устанавливает Wal-Mart, страдают и другие игрушечные компании. Однако выбора у них нет. "Как-то раз, когда я оказался в Toys "R" Us, - рассказывает один из руководителей отрасли, - меня спросили, почему наша компания торгует своей продукцией через Wal-Mart". У Wal-Mart в три раза больше магазинов, чем у самой Toys "R" Us, ответил этот человек, и потому компании по производству игрушек попросту вынуждены продавать их этому гиганту. (WSJ, 18. 11. 2003, Екатерина Кудашкина)