Без слез
НЕФТЕЮГАНСК - Жители невзрачного сибирского города Нефтеюганска не особенно жалеют попавшего в тюрьму Михаила Ходорковского.
Нефтеюганск - главный производственный центр нефтяной компании "ЮКОС". Иван Степанович, буровой мастер с месторождения Правдинское, говорит, что очень зол на самого богатого человека России. "Я получаю 13 000 руб. в месяц ($436) и живу в двухкомнатной квартире с больной женой и двумя детьми, - рассказывает он. - Кругом говорят о его благотворительности и щедрости, но мы здесь этого не видим".
Многие западные инвесторы считают Ходорковского представителем нового поколения российских бизнесменов, поборником прозрачности и образцовым менеджером. Однако у рабочих Нефтеюганска на сей счет свое мнение. Мало кто из них задумывается над политическими баталиями, разворачивающимися между Кремлем и Ходорковским. По результатам опроса общественного мнения, проведенного местным телеканалом, большинство жителей Нефтеюганска считают, что арест гендиректора "ЮКОСа" - "попытка восстановить порядок", а не возврат к тоталитарному режиму.
В помещении, где собираются рабочие смены, перед тем как отправиться на месторождение, страсти накаляются. "Почему мы должны его жалеть, если у него $8 млрд, а мы с трудом можем прокормить свои семьи? " - говорит Геннадий Пажников.
Среди рабочих собственной компании Ходорковский никогда не пользовался особой популярностью. Однако, несмотря на резкие слова, радости по поводу его ареста тоже почти никто не испытывает. Не видят в этом и проявления справедливости. "Из-за того, что его посадили, мы-то не станем жить лучше, - рассуждает Сергей Николаевич. - Раньше была хоть какая-то стабильность. Теперь же мы не знаем, что нас ждет".
За последние пять лет жизненный уровень рабочих "ЮКОСа" заметно вырос. Раньше им задерживали зарплату и платили по 100 руб. в день - этого хватало только на то, чтобы выжить. "Каждый день проходили демонстрации против Ходорковского и "ЮКОСа", - вспоминает Андрей Белоконь, журналист из Нефтеюганска. - Рабочие были готовы объявить забастовку. Город вымирал".
С тех пор цены на недвижимость в городе выросли в четыре раза, началось строительство новых зданий. В сентябре открылся новый центр отдыха с ресторанами, баром, казино и боулингом. В магазине, когда-то совершенно пустом, сегодня продается все - от авокадо, прибывших сюда из Израиля, до духов фирмы Chanel.
Сегодня "ЮКОС" финансирует городские школьные программы, предоставляет субсидии рабочим и помогает пенсионерам перебраться в места с более мягким климатом. Сергей Кудряшов, руководитель "Юганскнефтегаза", считает, что Ходорковский сумел создать лучшую в России систему корпоративного управления. "Он сумел по-настоящему изменить компанию", - говорит Кудряшов.
Владимир Подгурский работает на одном из крупнейших нефтяных месторождений "ЮКОСа" - Приобском. Он считает, что компания выжимает максимум и из скважин, и из рабочих. "Сейчас из каждой скважины мы выкачиваем в два раз больше нефти, чем раньше, - рассказывает Подгурский. - Это означает, что через 5 - 10 лет на этом месте не останется ничего, кроме горы ржавого железа".
Недовольство юкосовских рабочих подогревается большой разницей в уровне жизни между Нефтеюганском и соседним городом Сургутом, в котором нефтяники получают почти в два раза больше.
Сургут - главный город нефтяной компании "Сургутнефтегаз", которая принадлежит Владимиру Богданову. Богданов сумел сохранить компанию в неприкосновенности с советских времен. В конце 1990-х сотни рабочих перешли из "ЮКОСа" в "Сургутнефтегаз".
Богданов, который пользуется на Западе репутацией красного директора, являет собой редкий пример начальника, пользующегося любовью рабочих. Рушан Габрахманов сумел устроиться на работу в "Сургутнефтегаз". "Когда я сюда попал, то было ощущение, что оказался в другой стране, - вспоминает он. - Здесь больше стабильности и выше зарплата. Каждый раз, когда что-нибудь празднуем, пьем за здоровье Богданова".
Ходорковскому, быть может, придется немало поработать, чтобы рабочие "ЮКОСа" стали поднимать тосты за него. (FT, 16. 11. 2003, Екатерина Кудашкина)